Общество

15:42, 06 сентября 2019

Чтоб не пропали поодиночке

Нелли ЧУКАНОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

Наступил еще один новый учебный год – для школьников, студентов вузов и учащихся колледжей. Вместе с другими выпускниками школ азы профессий принялись постигать юноши и девушки из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выросшие в интернатах. От того, насколько они окажутся подготовлены ко взрослой жизни, зависит вся их дальнейшая судьба.

– К сожалению, пока не для всех сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся достойные замещающие семьи, в которых процесс социализации ребенка проходил бы наиболее эффективно. Поэтому в учреждениях нашего региона, где воспитываются несовершеннолетние из их числа, огромное внимание уделяется тому, чтобы дети росли в условиях, максимально приближенных к домашним, с ранних лет постепенно приучались обслуживать себя самостоятельно. А чтобы во взрослой жизни выпускники не чувствовали себя одиноко, чтобы им было куда вернуться в радостные и сложные моменты, созданы социальные гостиницы, где им всегда рады, готовы помочь и поддержать в любую минуту, – рассказала главный советник отдела развития дошкольного, общего и дополнительного образования департамента образования Тульской области Татьяна Волчкова.
О том, как готовят к самостоятельной жизни воспитанников Киреевский школы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассказала заместитель директора по социальной работе Людмила Мошарова:
– К самообслуживанию мы приучаем ребятишек с первых классов. Они учатся застилать кроватки, поддерживать порядок в шкафчиках, выполняют небольшие поручения, несут дежурства.
Дети живут в помещениях, организованных по квартирному типу, как в обычных семьях. Там есть спальни, уютные гостиные и комнаты гигиены, где установлены стиральные машины. Конечно, постельное белье или куртки выстирают в прачечной, а вот всякую мелочовку ребята в состоянии привести в порядок самостоятельно.
В столовой их учат накрывать на стол, в том числе сервировать его к празднику. Теплые домашние чаепития со свежеиспеченными пирогами, плюшками или блинчиками любят у нас все – и взрослые, и дети.
В этой школе имеется центр подготовки учащихся к самостоятельной жизни, где занимаются с учениками пятых и более старших классов, в том числе и допро­фес­сио­наль­ной подготовкой.
Воспитатели учат детей делать покупки в магазинах, разъясняют, где и как оплачиваются коммунальные платежи, как правильно оформить документы.
А еще есть социальная гостиница на двенадцать коек. Выпускники могут приехать сюда в любое время и по совершенно разным причинам – например, парни возвращаются в родные стены перед армией или сразу после демобилизации. К слову, педагогам бывает очень приятно получать благодарности от армейского начальства за то, как они воспитали выпускников. Во время службы ребятам отправляют посылки и письма, и они пишут воспитателям о том, как проходят армейские будни.
Кто-то устраивается на работу, но пока не подыскал жилье, тогда тоже обращается в социальную гостиницу. Студенты любят приезжать в гости на выходные и праздники, особенно на Новый год. А еще тут живут студенты, проходящие в родном интернате педагогическую практику.
По заявлению выпускникам совершенно бесплатно предоставляют жилье, питание, медицинское обслуживание, они могут пользоваться библиотекой, компьютерной техникой, спортивным комплексом.
– Мы лет до 25–30, а то и дольше отслеживаем судьбы наших воспитанников, – продолжает Людмила Семеновна. – До тех пор, пока выучатся, устроятся на работу, обретут жилье и семьи. Очень радуемся, когда все складывается благополучно. Вот узнали, что Андрей Садыков получил трехкомнатную квартиру в Туле на проспекте Ленина. Он окончил техникум, отслужил в армии, растит вместе с женой двоих детишек. Молодец, мы им гордимся!
Хорошо все и у Светы Скрынниковой. Она окончила педуниверситет, вышла замуж, растит двоих деток. Этой семье тоже дали трехкомнатную квартиру в Туле.
Радуемся и за Ивана Растегаева, окончившего ТулГУ, и он недавно стал новоселом.
А уж какими молодцами оказались выпускники этого года! Из восьми человек трое поступили в престижные университеты Москвы, двое – в ТГПУ им. Л. Н. Толстого, один – в ТулГУ. Парень с особенностями здоровья стал учащимся колледжа социальных технологий, будет программистом.
А одной выпускнице немного не хватило баллов для поступления в медицинский институт. Но она от мечты стать врачом не отступается, пошла в медколледж, а по его окончании постарается получить высшее образование.
Директор Новомосковского областного центра образования Ирина Цаяпина:
– У нас обучаются дети из числа сирот с особенностями развития. Они живут в группах, укомплектованных по семейному типу, в условиях, максимально приближенных к домашним. В каждой «квартирке» есть необходимая бытовая техника – стиральная машина, холодильник, микроволновка, телевизор, и ребятишки умеют ими пользоваться. За каждой группой закреплены три воспитателя, обучающих детей самостоятельности по программе «Дом, в котором мы живем».
Цель программы – семейное воспитание и социализация сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с воспитателями мальчики и девочки посещают магазины, аптеки, Сбербанк, почту, а потом стараются проиграть увиденные там ситуации, примерив на себя роли покупателей, посетителей, а также сотрудников этих организаций.
Детей обязательно учат готовить, в том числе делать заготовки на зиму, варить варенье. На кухне у девочек есть вся техника, необходимая хозяйке для приготовления любых блюд.
А по вечерам дети и их наставники непременно собираются за круглым столом, делятся новостями, беседуют и пьют ароматный чай с разными вкусностями. Вот так ненавязчиво воспитанникам прививается вкус к нормальной семейной жизни.
Успешной социализации служит и то, что в этом же учебном заведении обучаются и дети из совершенно обычных семей, с мамами и папами, бабушками и дедушками.
– 2 сентября мы развезли двадцать наших выпускников – а учатся у нас дети с первого по девятый класс – по колледжам области – для дальнейшего обучения и получения профессии, – продолжает Ирина Вячеславовна. – Социальные педагоги своим вниманием выпускников не оставляют. Как заботливые мамы – регулярно звонят кураторам, справляются о здоровье, об успехах в учебе, непременно навещают ребят и интересуются, как им живется и чем дышится. Есть у нас и социальная гостиница на шесть мест, и мы уже знаем, кто из выпускников будет к нам приезжать на выходные, каникулы и праздники.
Директор кимовской школы Игорь Карпенко:
– Программой постинтернатного сопровождения мы занимаемся с 2011 года. Готовим детей к самостоятельной жизни с момента поступления в нашу школу, а живут у нас дети с трех до восемнадцати лет. Сирот четырнадцать человек, а еще восемьдесят – это мальчики и девочки, имеющие родителей, но проживающие в отдаленных деревнях. У нас они находятся в течение недели, а на выходные их забирают домой.
С этого года реализуется новый курс подготовки выпускников «Научись жить самостоятельно», включающий теоретическую и практическую части. Дети учатся планировать свой день и бюджет, работе с документами – например, как правильно написать заявления в различные инстанции или при приеме на работу, занимаются приготовлением пищи.
Будущие выпускники, учащиеся с девятого по одиннадцатый класс, на две недели заселяются по одному-два человека в социальную гостиницу – отдельную двухкомнатную квартиру, где живут совершенно самостоятельно – планируют свой день, сами себе стирают, только питаются в столовой вместе со всеми. Воспитатели могут вмешиваться только в случае экстремальной ситуации.
Выпускница этого года, поступившая в педуниверситет, прожила так месяц. Мы устроили даже временно ее на работу. А сейчас она уехала в Тулу учиться.
Выпускники могут жить в социальной гостинице в разных ситуациях – вернувшись после армии или учебы, находясь в поисках работы, столкнувшись с жизненными трудностями.
Парень жил у нас три месяца. Только вернулся из армии, а в доме случился пожар, все документы сгорели. Мы помогли ему их восстановить, найти работу.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему