Общество

Чтоб видеть дорогу

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

У моей бабушки в конце жизни оба глаза закрыла катаракта. «Мне бы только дорогу видеть, – говорила она, – а картошечку к обеду я и на ощупь почищу». Когда врачи возьмутся сделать операцию, бабушка так и не дождалась: в те годы катаракту удаляли только когда она «созреет». При современных возможностях хирургов-офтальмологов полной утраты зрения никто дожидаться не стал бы, операции сегодня делают даже в начале процесса, если человек испытывает дискомфорт. Так что при правильном ведении больного угроза не видеть дорогу даже не возникает…

В Туле, казалось бы, есть все возможности для сохранения хорошего зрения в течение всей человеческой жизни. На базе больницы скорой медицинской помощи им. Ваныкина работает городское офтальмологическое отделение, где в старых стенах используются новые возможности.
Оно работает с 1951 года. В 1998 году за счет совершенствования хирургической техники и внедрения современных методов лечения на высокоточном импортном оборудовании отделению присвоен статус отделения микрохирургии глаза. Руководит им Маргарита Костина.
В 2007 году на его базе создан городской офтальмологический центр, состоящий из кабинета городского кон­суль­та­тив­но-диаг­нос­ти­чес­ко­го приема, глаукомного кабинета, кабинета лазерной хирургии (имеющийся лазер – для переднего отрезка глазного яблока, диабетической ретинопатией занимается кли­ни­ко-ди­аг­нос­ти­ческий центр ТОКБ), стационара дневного и круглосуточного пребывания. Центр возглавляет Марина Сафрошина.
В городском офтальмологическом центре работают девять врачей с большим – до 40 лет – стажем работы. Здесь вообще нет текучки, все сотрудники преданы своему делу и понимают друг друга с полуслова. Кроме некоторых случаев, когда требуется участие врача-анестезиолога, все операции проводятся под местной анестезией, с использованием нового оборудования, современных технологий, одноразовых расходных материалов. Так, при помощи американского факоэмульсификатора происходит дробление ядра катаракты с помощью ультразвука, ни разрезов, ни – соответственно – швов. Хрусталик имплантируется мягкий, эластичный, реабилитационный период совсем короткий, зрение восстанавливается через две-три недели.
Всегда много пациентов и в городском кабинете по раннему выявлению и своевременному лечению глаукомы, за год для консультативного приема сюда обращаются 12 тысяч человек. При закрытоугольной глаукоме амбулаторно проводятся лазерные операции.
Кроме того, в отделении лечат заболевания век, оказывают помощь при травмах глазного яблока.
Обследования и микрохирургические операции проводятся на японском, немецком, корейском и американском оборудовании.
Наша репортерская группа попала в городской офтальмологический центр, когда в оперблоке зашивали больному веко, разорванное в драке. Таких больных здесь тоже немало, на то она и больница скорой помощи. В целом глазное отделение производит впечатление путешествия во времени, словно мы вдруг окунулись в старые добрые советские времена. Помещения, безусловно, требуют ремонта, и он был бы уже десять раз сделан, если б за медицинскую помощь тут брали деньги. Но, как в те же упомянутые времена, все здесь бесплатно – по полису обязательного медицинского страхования. Только в редких случаях, когда ставятся импортные (американские и английские) хрусталики, пациент должен что-то там доплатить. Но ведь наши хрусталики из Уфы и Нижнего Новгорода тоже неплохи…
Бесплатность всех оказываемых услуг, откровенно говоря, даже смущает… Особенно на фоне весьма агрессивной рекламы частных, очень дорогих, офтальмологических центров, которые – что уж скрывать? – и предпочитает большинство пациентов.
– Почему так? – спрашиваем мы у Марины Сафрошиной. – Если у государственного здравоохранения возможности сопоставимы с возможностями платных глазных клиник, почему пожилые туляки вынуждены отдавать иногда последние сбережения ради удаления той же катаракты? А глаукома, требующая постоянного внимания годами, вообще влетает в копеечку…
– Что касается хирургии катаракты, то у нас все делается точно так же, как в рекламируемых глазных центрах, – говорит Марина Васильевна. – Диагностика, правда, у них несколько лучше. Например, у нас нет компьютерной томографии сетчатки, и я в этом им по-хорошему завидую… Но пациенты выбирают эти центры не из-за техники, и уж конечно – не из-за красоты стен. Они просто вынуждены идти туда, поскольку в наших поликлиниках острейший дефицит квалифицированных окулистов.
Городской офтальмологический центр – как правило, уже итог, решение конкретных задач. Наблюдение, лечение всегда начинается по месту жительства. Но за такими услугами у нас проще обратиться в частную клинику. Из горбольницы № 7 уволился последний окулист, в 3-й и 8-й городских больницах работают совместители на четверть ставки. В Заречье окулистов тоже нет, и вообще в соответствии с нормативами в Туле глазными врачами не укомплектована ни одна поликлиника.
Конечно, последние годы в регионе много делается для привлечения новых докто­ров. Семь врачей-интернов, которые вот-вот должны прийти в практическое здравоохранение, уже распределены между лечебными учреждениями. Но главная причина отсутствия окулистов на местах в том, что несколько лет назад интернатура по офтальмологии была закрыта и кадры просто не готовились. Потом интернатуру восстановили, но и ее, и ординатуру сделали платной, а это не каждому нравится…
Очки – почти неотъемлемый аксессуар современного человека. Каждый второй школьник близорук. Чтобы сохранить здоровье органа зрения, Марина Сафрошина и в шутку, и всерьез предлагает меру радикальную – выбросить компьютер. Но коль скоро это невозможно, следует использовать его крайне ограниченно. Синдром хронической компьютерной усталости практически неминуем, бороться с ним непросто. Так используйте хотя бы капли типа «Офталик» не когда припечет, а в качестве профилактического средства.
После сорока лет специалисты рекомендуют раз в год обязательно ходить к окулисту: для проверки остроты зрения, измерения внутриглазного давления и вообще – для профилактики заболеваний глаз. А когда глаза начинает закрывать катаракта, совершенно не обязательно чистить картошку на ощупь: современные хирургические методы позволяют избавиться от нее заблаговременно.

Другие новости