Общество

09:00, 22 ноября 2013

Дефицита мест в школах не будет

В какую школу отдать ребенка и кто его будет учить? Какого качества школьное питание? Нужна ли ученикам форма и в какую сумму она обойдется? Этими и другими вопросами задаются все родители. Ответы на них прозвучали в ходе «прямой линии» в рамках социального проекта «От первого лица». С читателями «Тульских известий» общалась заместитель министра – директор департамента образования Тульской области Алевтина Шевелева.

?– Здравствуйте, Алевтина Александровна! Сейчас есть трудности с зачислением в детские сады. Их закрывали, здания продавали, теперь строим новые. Не возникнет ли через несколько лет схожая проблема с зачислением в школы?
Татьяна Петрова, Киреевский район.
– Да, действительно, такое происходило. Но, обращу внимание, в основном в 90-е годы закрывались не государственные и муниципальные детские сады, а ведомственные. Тогда предприятия избавлялись от непрофильных активов. Но сейчас ситуация меняется, мы возвращаем детские сады, строим новые. В этом году планируется открыть порядка шести тысяч дополнительных мест. В настоящее время уже введено около трех тысяч.
? – Преимущественно в каких районах?
– Во всех районах города Тулы, Новомосковске, Донском, в Богородицком и Ефремовском районах. А что касается школ, то, думаю, такая ситуация, как после закрытия садов, не сложится. Хотя бы потому, что сейчас в большинстве муниципальных образований школы укомплектованы не полностью. И наполняемость классов в некоторых составляет не больше 10–11 человек. Однако вопрос о строительстве школ с повестки дня не снимается. Мы не должны забывать о том, что образовательные учреждения должны соответствовать современным требованиям. И те здания, которые, скажем, были когда-то приспособлены под школы, таким условиям отвечать не могут.
?– Добрый день, вам звонит Владимир Трубин из Тулы. В этом году для учащихся нашей школы ввели форму. Мы, родители, отнеслись к этому с одобрением и пониманием. Ведь, что ни говори, школьная форма и дисциплинирует ребят, и украшает внешний вид учеников. Сейчас у каждой школы – форма своя. Но говорят, что со следующего учебного года введут единую форму для всех школ области. А как будет на самом деле?
– «Ввели школьную форму» – это не совсем правильная формулировка. Федеральным законом об образовании установлены требования к школьной одежде. В Тульской области, как и в других регионах, сами образовательные учреждения определяли, во что именно должны одеваться ученики. Прошедшим летом закон о единых требованиях к форме на территории Российской Федерации рассматривала Государственная дума. Но этот проект еще не поддержан. Поэтому пока все будет происходить по прежней схеме. Но любое образовательное учреждение, принимая решение самостоятельно, должно учитывать мнение родителей.
? – Существуют ли какие-то ограничения по стоимости комплекта школьной одежды?
– Как таковых рамок нет. Но мы проводили мониторинг, который показал средние затраты родителей на покупку формы. Жилетки стоили от 400 до 600 рублей. Около 1,5–3 тысяч рублей – костюмы. На основании этого же мониторинга определился список производителей, с которыми образовательные учреждения работали в первую очередь. Это около десятка предприятий. Их выбрали исходя из соотношения цены и качества. А это важно. Я сама, как мама, знаю, что ребенок почти каждый день возвращается перепачканный. Если вещь из не очень хорошего материала, то ее часто не постираешь.
? – Здравствуйте, я работаю учителем, прочитала в «Тульских известиях», что губернатор сказал: региональную надбавку в 100 рублей нужно отменить, как анахронизм. Согласна, это не деньги или не тот способ материальной поддержки, который нужен. Что будет происходить с нашими зарплатами?
Марина Хорошева, Богородицк.
– Эту надбавку уже отменили. Действительно, 100 рублей – это несерьезно. Даже если их перерасчитывать, то какой-то существенной суммы не получится. Тульская область, как и ряд других регионов, решила пойти по такому пути. Во-первых, мы, выполняя Указ Президента РФ, доводим заработную плату работников образования до средней по экономике в области. Во-вторых, сейчас речь идет об индексации должностных окладов учителей. В октябре, например, она составила 5,5 процента. А исходя из базового оклада начисляются все остальные выплаты. Это гораздо эффективнее, чем надбавка в сто рублей.
?– Здравствуйте, Алевтина Александровна! Часто слышу про нехватку кадров в образовании. Но как она может быть, если в Туле есть собственный государственный педагогический вуз?
Тамара Головлева, Веневский район.
– Тульский государственный педагогический университет выпускает порядка шестисот учителей в год. И лишь около двухсот из них идут работать по профилю. Пытаясь объяснить это, можно найти много факторов. До недавнего времени престиж профессии был невысок, зарплаты невысоки, социальные гарантии нестабильны. Но ведь сейчас положение дел меняется, статус учителя становится другим. Молодым учителям, устроившимся на работу, производятся единовременные выплаты. В городской местности – пять должностных окладов, в сельской – десять. Есть программа по ипотечному жилищному кредитованию молодых специалистов. Поэтапно увеличивается зарплата всем работникам образования. Я думаю, ситуация в ближайшие годы кардинально улучшится. По данным на начало учебного года, в школах региона было свыше 400 вакансий. Сразу оговорюсь, это не значит, что какие-то предметы не преподаются. Нехватку учителей образовательные учреждения перекрывают за счет внутреннего совместительства.
?– Добрый день. Алевтина Александровна, как вы смотрите на такую ситуацию, когда в городе есть несколько школ, которые считаются лидерами, а другие просто не замечаются? В них родители не хотят вести детей. Но ведь хорошее образование должно быть доступно для всех.
Екатерина Иванова, Тула.
– Школы-лидеры есть везде. В Туле, может быть, это более ярко выражено, здесь есть гимназии, лицеи, школы, которые знает каждый туляк. Туда выстраивается очередь на зачисление. И есть образовательные учреждения, которые не могут укомплектовать единственный первый класс. Вы знаете, я считаю, что это нормально. Получается независимая оценка образования со стороны родительской общественности. Директора непопулярных школ, их учредители должны принимать соответствующие управленческие решения, выстраивать свою работу так, чтобы смело конкурировать с коллегами. А родители должны обращать внимание не столько на знаковость, это все-таки стереотип. Стоит узнать все о дополнительном образовании: кружках, секциях, индивидуальных занятиях. Сопоставить свою занятость с режимом работы школы, наличием групп продленного дня. Немалую важность имеет и возрастной состав педагогов, их квалификация.
?– Алевтина Александровна, кто и как контролирует качество питания в школах? Дают детям йогурты, сосиски не самые дорогие, стоит ли ими кормить детей?
Наталья Тимофеева, Алексин.
– Качество школьного питания контролирует Роспотребнадзор. Его специалисты проводят плановые и внеплановые проверки по обращениям граждан. Санитарно-гигиеническими нормами установлен перечень продуктов, которые могут включатся в рацион питания в детских садах и школах. И ответственность за соблюдение этих норм лежит на руководителе образовательного учреждения и поставщике продуктов, с которым заключен контракт. Безусловно, общественный контроль лишним не будет. Если вы считаете, что в рационе питания что-то не так, поговорите с директором или обратитесь в органы Роспотребнадзора.
?– В школе, где учится мой ребенок, сложилась такая ситуация, что учитель химии фактически не ведет занятия. Дает задание прочитать параграфы, сама уходит куда-то. Или включает видеозаписи уроков каких-то московских педагогов. Разве это правильно?
Ольга Ивановна, Донской.
– Вы можете официально обратиться в региональную инспекцию по надзору и контролю в сфере образования. В ее компетенции проконтролировать выполнение учебного плана в школе, уровень знаний, полученных детьми, сделать выводы и привлечь к ответственности, если имеет место нарушение законодательства об образовании. В случае подтверждения вашей жалобы учителя могут оштрафовать, даже дисквалифицировать. Но я считаю, что будет правильно подобные вопросы решать сначала на уровне образовательного учреждения. Ведь действия и цели педагога сами дети могут понимать неправильно. Сейчас приветствуется использование в преподавании информационных технологий, средств Интернета. Возможно, об этом идет речь в вашем случае. Не стоит выносить сор из избы, поговорите с учителем. Думаю, не все так плохо.
Алексей Шершнев
Геннадий Поляков
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему