Общество

18:54, 14 декабря 2015

Десять лет лагерей за тоску по дому

 Сергей МИТРОФАНОВ

В номере за 3 декабря на страницах «ТИ» опубликован материал о деятельности 18-го пограничного полка ­войск НКВД по охране тыла 3-й армии, который в 1942 году нес службу на территории Тульской и соседней Орловской областей. Мы решили продолжить разговор о буднях пограничников. Ведь все подробности того, чем они занимались, долгое время были засекречены. И только в наши дни – благодаря заработавшему интернет-порталу pamyat-naroda.ru – оперативные и разведывательные сводки, которые хранятся в Центральном архиве Министерства обороны России, стали достоянием общественности.

3 мая 1942 года командир полка подполковник Никитюк докладывал о том, что арестован и передан Чернскому райотделу НКВД житель села Липицы – бывший председатель колхоза Иван Круглов, 1901 года рождения, беспартийный, из крестьян-середняков. Что же послужило основанием для этого?
«Круглов перед оккупацией района немцами отказался от эвакуации скота из колхоза. И вызывался в комендатуру, где был назначен старостой села Липицы, – говорится в документе. – Получил мандат. По возвращении от коменданта созвал собрание колхозников, где зачитал немецкие приказы, угрожая доносами и расстрелом, требовал их не­уклонного выполнения. Им также под угрозой расстрела назначались подводы для перевозки военных грузов германской армии».
Обвинения Ивану Никоновичу были предъявлены весьма серьезные. Впрочем, пограничники копнули еще глубже и установили, что Круглов причастен и к другим эпизодам. В частности, подполковник Никитюк добавлял, что по указанию и при содействии Круглова у жителей села Липицы оккупантами были отобраны три буренки, колхозный племенной бык, два десятка овец… Кроме того, перед отступлением частей вермахта с территории нашей области бывший председатель колхоза требовал от населения выполнить приказ германского командования об эвакуации всего имеющегося скота в немецкий тыл.
«Круглов свою преступную деятельность на следствии признал», – информировал командир 18-го погранполка.
Как в дальнейшем сложилась судьба бывшего руководителя хозяйства? Ответ на этот вопрос пытливые краеведы могут поискать в архивах силовых ведомств.
Сферой деятельности пограничников являлся и розыск дезертиров. Так, 29 апреля у деревни Медвежка Чернского района наряд задержал неизвестного, который назвался красноармейцем 18-го запасного стрелкового полка Иваном Масляковым, 1924 года рождения, уроженцем села Архангельского Становлянского района Орловской области.
Задержанный в своих показаниях сообщил, что 19 февраля его призвали в Красную армию, зачислили стрелком в полк, который дислоцировался в Ефремове. А потом 27 апреля при перемещении подразделения в село Агибалово новобранец рванул в бега. Молодой солдат утверждал, что он хотел добраться до родной деревни, но был схвачен…
«При обыске Маслякова в кармане брюк обнаружена фашистская листовка, вырезанный немецкий пропуск для перехода на сторону германской армии, которые, по его показаниям, он поднял на дороге якобы как бумагу для курения», – писал Никитюк. И добавлял, что дезертир передан в особый отдел НКВД 3-й армии. Из материалов Центрального архива Министерства обороны страны следует, что дезертир впоследствии был приговорен к десяти годам лишения свободы с отбыванием срока в исправительно-трудовых лагерях.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему