Общество

09:03, 04 июня 2018

Детские игрушки – это серьезно!

В памяти детство всегда предстает серией засвеченных слайдов. Засвеченных – потому что тогда совершенно точно выдавалось чуть больше солнечных погожих дней, чем сейчас, а радостных – на все 90 процентов больше. Тогда еще не нужно было ходить на курсы по повышению креативности, да и слова такого не было, а были – фантазия, выдумка. И вот эта самая выдумка позволяла смастерить куклу из облетевшего одуванчика и ружье из палки и весь день с ними провозиться. Что осталось от детства, кроме калейдоскопа воспоминаний? Фотки в альбоме, которые чуть-чуть стыдно кому-то показывать. И если сильно повезло, – то игрушки. Ведь это потом уже появились формулы «ты то, что ты ешь» или «ты столько раз человек, сколько знаешь иностранных языков». А сначала была только одна, самая главная и очень простая – примерно как пластмассовая советская пирамидка – формулировка: «ребенок – это то, во что он играет».

«Тульские известия» предлагают своим читателям вспомнить, как и во что играли дети разных десятилетий.

Нелли ЧУКАНОВА, Юлия МОСЬКИНА

Сергей КИРЕЕВ


1945–1950 годы
Послевоенное время наложило свой отпечаток на досуг детей, чуть ли не с пеленок самозабвенно игравших в партизан, разведчиков и прочую «войнушку». Стоит ли говорить, что деньги тогда водились в редкой семье, так что «реквизит» детвора мастерила самостоятельно, в лучшем случае на подмогу приходили старшие братья – вырезали деревянные ружья, автоматы, пистолеты, сабли. А если по ходу игры требовалась конница, пацаны уверенно седлали длинную палку, увенчанную также вырезанным из дерева подобием лошадиной головы. Конечно же, мальчишки играли в ножички. В игре «Земля» чертился круг, делился поровну, играющие метали в него перочинные ножи, «отрезая» себе наделы. Кто остался без земли, тот и проиграл…
Готовые куклы и тяжеленные плюшевые медведи, набитые опилками, были для многих пределом мечтаний. А в реальной жизни девочки играли в тряпичных «Маш и Аленок», сами шили им одежки из лоскутков.
Зато ребятня с удовольствием каталась зимой на лыжах и коньках, привязанных веревками к валенкам, на санках, строила снежные крепости. Летом играли в лапту, футбол, салки-догонялки, прятки, казаки-разбойники, за неимением магазинных прыгалок скакали через бельевую веревку. Городские дети чертили на асфальте классики. В деревнях такой роскоши, понятное дело, не было, впрочем, имелся выход – необходимые десять клеточек чертили по влажной земле прутом. Биточкой служили банки из-под гуталина, набитые мокрым песком.

1960–1970 годы
Эхо войны становилось все тише, рос достаток среднестатистической советской семьи, менялись игрушки у детей. Полки универмагов завораживали девочек куклами – большими и маленькими, с разными прическами, умевшими говорить утробное «ма-ма». Некоторые «ляльки» были размером с их хозяйку, могли ходить и вертели головой. Появилась кукольная посуда, коляски и мебель. Впрочем, стоила эта прелесть дорого, не всем была по карману, а потому дети многое мастерили сами. Что в общем-то шло только на пользу: развивало моторику, фантазию и творческие навыки.
Для мальчиков в продаже были грузовики, автобусы, экскаваторы, танки, мотоциклы, самолеты и прочая техника – все металлическое, добротное, с подвижными дверками и кузовами, крутящимися колесами.
Очаровательная игрушка – музыкальный домик, сделанный из фанеры и ярко раскрашенный. Крутишь ручку – звучит мелодия, из окошка выглядывает наивный сказочный Петушок, а рядом стоит Лиса с мешком.
Любили тогдашние дети и запускать юлу-волчок, алюминиевую, ярко-полосатую, издававшую завораживающее мелодичное гудение.
Популярны были заводные игрушки, в которых надо было ключиком закрутить спираль. Раскручиваясь, она двигала машинку или кувыркающуюся обезьянку.
Для юных меломанов продавались игрушечные пианино и рояли, на них вполне можно было отстучать нехитрое «Во саду ли, в огороде». А если вы хотели досадить друзьям, то дарили их чадам барабан! Ну или хотя бы бубен…
Народ перебирался из бараков и частных домишек в многоквартирные дома. Во дворах тут же складывались большие компании детворы, и это существенно расширяло возможности для игр.
Не забывали и «войнушку», и футбол, и классики, но прижились и новинки: пионербол, волейбол, «третий лишний», «картошка», «чай-чай, выручай», выбивалы, «море волнуется раз», «рыбки». А устав скакать и бегать, играли на длинной лавочке в «сломанный телефон» или «колечко-колечко, выйди на крылечко».
Зимой пацаны до самой темноты играли в хоккей, понаделав клюшек из загнутых палок или вырезав их из фанеры и обмотав изолентой.
Девчонок захватили резиночки. Связанную за концы бельевую резинку длиной 3–4 метра натягивали на уровне щиколоток, колен, бедер и даже на талии, и солирующий должен был, прыгая, выполнить ряд упражнений разной сложности – «бегунки», «ступеньки», «бантик», «конвертик», «кораблик».
Дошкольницы и младшеклассницы обожали делать «секретики» – выкапывали в укромном местечке ямку, выстилали ее фольгой от шоколадок или симпатичными фантиками, создавали композицию из цветочков, красивых камушков, бусинок и цветных стеклышек, сверху накрывали все это великолепие прозрачным стеклом и присыпали землей. Потом, хвастаясь, показывали подружкам. А вредные мальчишки их выслеживали и все рушили!
А еще была игра в плиточки, которые ребятня выковыривала из панелей многоэтажек. Черные, с фундамента, белые, голубые и сиреневые, некоторые были полупрозрачными, с замысловатыми расплывчатыми узорами внутри – особо редкие и ценные. Плиточки классифицировали и давали им названия.
Девочки увлекались игрой в «ниточки»: натянув толстую нитку на пальцы, сплетали из нее замысловатые узоры.

1980–1990 годы
Сделались доступными игрушки на батарейках и даже работающие от электросети – железная дорога, всевозможные автомобили, шагающие клоуны, роботы и куклы.
Мальчишки увлеченно коллекционировали военную технику и маленькие машинки – точные металлические копии настоящих.
Появились первые электронные игрушки – например, «Ну, погоди!», где Волк сачком ловил яйца. А несколько позднее пришли электронные питомцы тамагочи и тетрис.
В этот же период в нашу страну явилась заморская красавица Барби. От пластмассовых и резиновых пупсов эта топ-модель игрушечного мира отличались разительно и мигом завоевали сердца девчонок. Длинноногая красотка быстро эволюционировала: появился ее беременный, спящий и офисный вариант, вариант спортивный и свадебный. А потом и спутник Кен в разных образах, детки, мебель, кареты и лошади, авто, наборы одежды, многоэтажные дома. Все кукольное придание было приторного розового цвета, но детям не приедалось, и для родителей больше не стоял вопрос, что подарить дочке. Это потом уже заговорили, что хорошего в «Барбаре» ничего нет и, дескать, девочки готовы морить себя голодом лишь бы стать похожими на субтильную, но такую симпатичную куклу.
В квартиры просочились игровые приставки для телевизоров «Денди», а с появлением компьютеров умами юных и не очень завладели куда более продвинутые игры.
Как жаль, что играть в них можно было в гордом одиночестве и со временем дети из шумных дворов окончательно переместились в квартиры. Зато в жизнь мальчишек и девчонок вошла отличная штука – яркие пластиковые конструкторы ЛЕГО, позволяющие строить машинки, дома, а при желании – целые крепости, города и космические корабли, параллельно развивая фантазию, усидчивость и целе­устремленность.

2000–2018 годы
Еще не научившись толком ходить и говорить, малышня тянется к сенсорным мобильникам, планшетам и компьютерам. И – удивительное дело – умудряется осваивать их намного быстрее, чем взрослые. Социологи даже придумали эпитет для описания современного ребенка. Он – коренной житель мира высоких технологий, а его родители и бабушки с дедушками – переселенцы.
Хорошо это или плохо? Все зависит от того, что ребенок предпочитает: незамысловатую стрелялку или развивающий мультфильм, игру, помогающую освоить счет, алфавит и чтение, названия геометрических фигур или цветов, иностранный язык и так далее.
На самом деле нынешние дошкольники и младшие школьники знают больше, чем их сверстники двадцать-сорок лет назад. И при этом педагоги и медики все чаще отмечают у детей отставание в речевом развитии. Помните, как в том анекдоте: «А о чем говорить, если и так все устраивает?». Смех смехом, но на самом деле говорить «вживую» мы и вправду стали меньше – все больше лайкаем и кликаем. Да и песенка, напетая мамой у изголовья детской кроватки, становится анахронизмом, ее подменяет планшет или пластмассовый Кот Том на батарейках, который намурлычет что захочешь.
Мягкие медведи точно не в дефиците, но вообще-то игрушки стали какими-то жутковатыми. Наверное, «поколению пепси», детство которых пришлось на 90-е, а тем более тем, кто старше, этого не понять. Милашку Барби с пьедестала сместили куклы Монстр Хай – с клыками, рожками, хвостами, шрамами, волосами и телами самых невероятных расцветок. Впрочем, иногда тел и вовсе не наблюдается – есть отдельная серия «скелетцы».
Во дворах не заметишь теперь детворы, дружно гоняющей мяч или играющей в «море волнуется раз». Тем более что времени на досуг у них почти не стало. В моду вошли кружки и секции, развивающие курсы. Игры на свежем воздухе заменили уроки с репетиторами чуть ли не по всем предметам.
Зато вернулось повальное увлечение самокатами, велосипедами, к ним присоединились беговелы, многие дети посещают бассейны и спортивные секции, именно там играя в футбол, волейбол, осваивая лыжи и коньки.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему