Общество

11:20, 27 сентября 2022

Детский спорт: зачем, когда и почему? Рассказывает тренер Андрей Щербинин

Зачем современному ребенку спорт?

Отвечая на это вопрос, родители, как правило, приводят два аргумента: выплеснуть кипучую энергию и отвлечься от компьютера.

Куда больше знает о спорте, о детях и их потребностях тренер-преподаватель Детской юношеской спортивной школы №3 города Ефремов Андрей Сергеевич Щербинин, среди воспитанников которого есть даже чемпионка мира по рукопашному бою.

Быстрее, выше, раньше

– О том, что ребенку нужен спорт, вам скажет любой родитель, а вот зачем – многие задумаются. А между тем в ответе на вопрос кроется и ваше отношение к занятиям ребенка, и в итоге – его мотивация.

Я это знаю как тренер, как бывший спортсмен, как человек, который не раз видел старания и травмы детей, как человек, душой ощущающий, насколько ребятам не хватает поддержки родителей в спорте и реабилитации!

Поэтому, ожидая ответ, я всегда обращаюсь к родителям: «Дорогие мамы и папы, прислушайтесь к самим себе: точно ли в ответе присутствует родительская любовь и готовность оказывать поддержку на этом пути? А ведь она обязательно понадобится!» Потому что абсолютно уверен, что «Спорт в жизни современных детей желателен, а в некоторых случаях жизненно необходим!»

Я начну с самого простого. Спорт – это компенсация дефицита двигательной активности. Причем это не просто работа мышц, хотя и это безусловно важно. В детстве центральная нервная система развивается не только как интеллект: формируют другие «ее части», включая те, которые отвечает за движения, умение владеть собственным телом, понимать его, реагировать на его сигналы, быть координированным, ловким. Те, кто мало двигались в детстве, пристрастившись к спорту уже взрослыми, даже прилагая колоссальные усилия, с огромным трудом достигают показателей, которые выдают люди, имеющие активное юное «прошлое».

Всем известно, что, если ребёнок до трех лет не слышал человеческую речь, его уже практически невозможно научить говорить. Вот и с телом примерно то же: если ребёнок не получает в детстве физическую активность (а у современных девчонок и мальчишек мы наблюдаем ее явный дефицит), сформировать сильное здоровое тело с возрастом будет уже непросто.

Между стартом и финишем

Второй важный момент: конечно же спорт – это труд! Дети весь мир воспринимают через образы. Мы даже не отдаём себе отчета в том, насколько сильно это работает. И прививая любовь к спорту, мы формируем само отношение к труду, к активности и к деятельности в целом. За тысячи лет эволюции человек пришел к тому, что любое действие имеет итог, точно так же, как и бездействие. И человек получает радость от получения результата.

Например, собранный хворост сгорит в огне и обогреет, выращенные плоды утолят голод. Для формирования правильного восприятия мира, его законов, ребёнку требуются образы в жизни, где действие даёт видимый результат, это важно не только для формирования сильной личности, но и для счастья в целом, потому что человек не любящий трудиться обречён жить в мучительном ожидании выходных.

А современным детям все сложнее понимать суть труда, он не видит работающего в поту отца, напряженного труда матери. Что у него перед глазами? Семья живет в квартире, где даже для поддержания тепла не нужно прикладывать усилий, за чистотой пола следит робот-пылесос, посуду моет посудомоечная машина, даже еду можно заказать на дом...

Мы думаем, что тем самым дарим детям все больше благ, но в итоге лишаем возможности понимать законы жизни, взрастить в себе умение работать. И не важно, где и кем, ведь и сидя напротив монитора тоже необходимо работать, а учимся трудиться мы в детстве.

Поэтому спорт – тот «инструмент», который позволит ребёнку увидеть, понять и почувствовать, что путь к результату лежит через усилия. При этом растущий организм легче адаптируется и выходит на новый уровень, легче схватывает двигательные навыки, а с учетом естественного роста быстрее выдаёт результат: вчера я отжимался только три раза, а сегодня уже пять! И в этом не только удовлетворение от результата труда, но и радость свершений, гордость за себя!

Борьба как мотивация

Третья обязательная составляющая спорта – это соперничество и командный дух.

Сегодня все чаще общение детей происходит на фоне, скажем так, интеллектуального труда. То есть садика и школы. Все реже и меньше во дворах. Но учиться коммуницировать, решать конфликтные ситуации, конкурировать, отстаивать интересы дети не могут, договариваясь как взрослые. Им ещё не понятны механизмы этих процессов, если они не прожиты на физическом уровне. Ребёнок не поймет, что песок невкусный, пока он его не попробует, а в конкуренции и соперничестве ещё больше подводных камней, которые вообще не объяснишь. И вот тут именно спорт снова станет палочкой-выручалочкой! Вот она - физически ощутимая борьба, вот они - природные законы: делай больше, становись сильней, действуй быстрее, лети выше! Старайся, чтобы стать лучше! Чувствуй свою команду, доверяй товарищу, сплачивайся с надёжными людьми в трудную минуту. Работай над ошибками и стремись вперёд!

Каждую тренировку ребёнок неосознанно так или иначе впитывает это. А спорт прекрасно формирует отношение к соперничеству не как к негативному аспекту жизни, а как к мотивации для роста.

От «надо» до «хочу»

Неотъемлемой частью спорта была и остается дисциплина.

Иногда родители ведут детей в спорт, видя под дисциплиной некое подчинение, соблюдение правил или режима. Но одному человеку ребёнок будет подчиняться, другому нет. Можно соблюдать правила из-за страха, а можно потому, что не можешь иначе из-за внутренних установок или даже любви. Так в чем же кроется разница и что развивает спорт?

Мне понравилось высказывание одного мудреца, что есть два вида дисциплины : дисциплина тела, когда человек соблюдает правила под давлением, страхом или ради выгоды, и как только эти «мотиваторы» исчезают, дисциплина испаряется; и дисциплина духа, когда человек поступает ответственно по своим моральным установкам, подчиняется из-за уважения к авторитетному человеку, соблюдает правила согласно своей внутренней культуре, и трудится, не потому что надо, а потому что хочется! Такая дисциплина не требует стимуляции чтобы ее сохранять, она и есть двигатель и стержень!

Можно разъяснить гораздо проще: дисциплина под давлением и самодисциплина. Какую из этих дисциплин будет развивать спорт, на самом деле, зависит от методики тренера. Но очень хотелось бы, чтобы как можно больше детей выносили именно внутреннюю культуру, доверие авторитету, радость развития, чтобы спешили на тренировку не потому, что «надо», а потому что хочется, чтобы принимали участие в соревнованиях не только как личное испытание, но и как ответственность перед тренером, родителями, товарищами, клубом. Кстати, отношение к дисциплине, как и к труду, закладывается на всю жизнь именно – и только – в детстве.

Проиграть и выжить

Спорт – это еще и умение переживать фрустрацию, то есть состояние психики в момент разочарования, ощущения тщетности усилий, глубокой неудовлетворенности.

Возможно, кто-то подумает: «При чем тут это? Я веду своего ребёнка в секцию воспитывать чемпионский дух!», но тогда я вас удивлю: спорт не учит побеждать, он учит проигрывать!

Давайте вместе с вами задумаемся: сколько миллионов детей за всю историю спорта прошли длительный тренировочный процесс будь то футбол, фехтование или шахматы? А сколько стали известными чемпионами? И что переживали остальные дети, которые в итоге сошли с дистанции?

И даже если ваш ребёнок не «остальной», а вы в прошлом – сами чемпион не проигравший ни разу, то и в этом случае наверняка помните те тренировки, когда вас опережал кто-то из старших ребят, побеждал кто-то из другой весовой категории, когда в горле был ком, хотелось плакать, швырнуть в раздевалке одежду, бросить весь этот спорт или, напротив, впредь истязать себя нагрузками, потому что все твои усилия, иногда колоссальные, оказались впустую!

И это переживает каждый ребёнок в той или иной степени.

А вот теперь закономерный вопрос. Есть ли родительская любовь в том, чтобы вести ребёнка в секцию и окунаться во все это? И ответ – однозначное «Да»!

Есть! Потому что никто не знает, какие сложные ситуации придётся пережить ребенку в жизни, с чем предстоит столкнуться со временем, и какие болезненные ощущения выдержать.

Мы не всегда сможем решить проблемы наших детей и не всегда оказаться рядом в трудную минуту, но мы можем быть рядом тогда, когда они только учатся быть стойкими, вот здесь в спортивном зале!

Поэтому не стоит преуменьшать влияние спортивной секции на формирование личности ребёнка, впрочем, как и фанатично преувеличивать. Но стоит осознавать, что в спорте придётся многому учиться с нуля, трудиться в поте лица, соблюдать правила и вырабатывать внутреннюю культуру, конкурировать и дружить, переживать разочарования, испытывать боль! Но проживая все это, ребёнок становится сильнее и здоровее физически, крепче духовно, дисциплинированнее, уважительнее к старшим и товарищам, работоспособнее! А самое главное, на мой взгляд, устойчивее к невзгодам и с приобретённой радостью к труду! Ведь если человек стремится к развитию, не боится работать над собой, это уже успех!
Конечно, здесь мной описан идеальный вариант, в котором удачно подобран вид спорта, найден созвучный ребёнку тренер и вовремя и верно была оказана родительская поддержка.

Поэтому отправляя ребенка «в спорт», нужно крепко задуматься о том, куда записывать ребёнка, на какие тревожные моменты обратить внимание и как мотивировать и поддерживать.

Людмила ИВАНОВА

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий