Общество

10:05, 17 мая 2013

Диплом с погонами

Не все реформы одинаково полезны, и в последние годы убеждаться в этом приходится до неприличия часто. С одной стороны, плохо, что государственные мужи признают совершенные ошибки лишь постфактум. С другой – хорошо, что не пытаются замолчать очевидное.
Немного предыстории. В 2008 году правительство РФ издало постановление, радикально изменившее систему подготовки офицеров запаса в гражданских вузах. Из 229 существовавших на тот момент военных кафедр 161 была закрыта, в их числе и кафедра Тульского гос­университета. Еще 37 получили статус военных центров, по окончании которых офицерам предписывалось три года отслужить в войсках по контракту.
Для чего потребовались изменения? В Мин­обороны называли две причины. Во-первых, только четверть выпускников гражданских вузов шли в армию. При этом уровень их подготовки как офицеров называли крайне неудовлетворительным – те же солдаты, только с высшим образованием. Во-вторых, с отменой двухгодичной срочной службы сложился так называемый мобилизационный перекос: офицеров запаса стало больше, чем рядовых. Поэтому и решено было призывной контингент расширить за счет студентов, не попавших на военные кафедры.
Спустя четыре года выяснилось: руководство Министерства обороны совершило практически роковую ошибку. Но просто «отмотать назад» уже, разумеется, невозможно. И вот в течение последнего года на различных площадках обсуждается новый проект, который должен изменить взаимоотношения образования, армии и оборонной промышленности. Межрегиональное селекторное совещание с ректорами вузов, руководителями крупнейших предприятий ОПК и высокотехнологичной промышленности, командирами воинских подразделений, представителями общественных организаций было организовано в Туле.
– Сегодня существует несоответствие между потребностями Вооруженных сил, уровнем подготовки выпускников вузов, от которых требуется грамотно эксплуатировать и обслуживать современную технику, желанием самих учебных заведений готовить специалистов на военных кафедрах и сложившейся системой, – пояснил подоплеку намечающегося разговора депутат Госдумы и первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев. – Нам необходимо повысить престиж инженерного образования, изменить качественный состав призывников и сделать армию привлекательной для ребят, которые поступают в технические вузы. Предложения, высказанные всеми сторонами, мы обобщим и направим не только руководству Минобразования и Мин­обороны, которые в целом разделяют наши идеи, но и руководству страны.
По мнению авторов проекта, реалии таковы, что Вооруженные силы не требуют большого числа офицеров запаса, но остро нуждаются в квалифицированных призывниках, подготовленных для несения службы на сержантских должностях. Идея заключается в следующем: количество военных кафедр увеличивается, что вновь позволяет абитуриенту выбирать между военным и гражданским образованием. Те, кто останавливается на последнем, идут в армию рядовыми. Получившие же в вузе на бакалавриате военно-учетную специальность будут призываться уже сержантами и иметь те же преференции, что и коллеги-контрактники. А окончившие магистратуру на военной кафедре получат право носить лейтенантские погоны. В пилотном проекте, по замыслу разработчиков, должны принять участие несколько десятков вузов. Ректоры и руководители предприятий от столицы до Дальнего Востока высказались «обеими руками «за».
Большинство комментариев прозвучало к предложению о прохождении альтернативной военной службы выпускниками технических вузов в организациях ОПК как способе преодоления кадрового дефицита в оборонке.
Заместитель командира 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Руслан Олейник заметил:
– Главное, чтобы возможность пойти на завод не стала для молодого человека еще одной лазейкой для уклонения от службы в войсках. Привлечь кадры в промышленность можно так же, как армия привлекает контрактников, – обес­печивая жильем и социальными благами.
Его поддержал председатель Тульского отделения Союза машиностроителей России и руководитель оборонного предприятия Николай Макаровец, который сразу обозначил проблему.
– Есть указ президента о том, что для молодых специалистов отрасли в регионах целесо­образно выделять участки под строительство, – сказал он. – Предприятия по-разному пытаются решить этот вопрос, но нам требуется помощь.
– Что касается вузов, то должно быть возобновлено понятие военной кафедры, на конкурсной основе определены учебные заведения, где такие отделения будут созданы, решены задачи практической подготовки в действующих частях, – сказал руководитель Тульского государственного университета Михаил Грязев.
Он также заметил, что тульский вуз, ставший площадкой для столь широкого обсуждения, должен получить бонус при вхождении в проект, тем более что кафедра здесь уже была, материально-техническая база и контакты сохранены. Владимир Гутенев принял заявку университета вместе с традиционным тульским сувениром – печатным пряником.
Участники совещания остались довольны сложившимся взаимопониманием. Для полной картины им не хватило только мнения тех молодых людей, чью судьбу они обсуждали на протяжении двух часов.
Елена КОЛОБАЕВА
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему