Общество

15:10, 09 ноября 2018

Дисциплина, станция «Тульская», газовики

Андрей ЖИЗЛОВ,
Сергей МИТРОФАНОВ


В борьбе за рабочее время
Этот единственный полный год, когда Советским Союзом руководил Юрий Андропов, многим запомнился кампанией по повышению дисциплины. Действительно, к началу 80-х в СССР сложился ряд тревожных тенденций. По всей стране то и дело вспыхивали забастовки: недовольные рабочие требовали справедливой системы оплаты труда, выгодных механизмов премирования. В то же время на заводах росло число пьяниц и прогульщиков. Тульская область, как один из самых промышленных регионов РСФСР, не осталась в стороне от этих тенденций. Узловский «Кран», Ясногорский машзавод, Митинский чугунолитейный, Гуровский завод ЖБИ, Тульский завод имени Кирова (патронный) – на этих предприятиях только в течение последних лет возникали забастовки.
7 января в ЦК КПСС состоялось совещание, посвященное вопросам укрепления трудовой дисциплины. Результатом стала продлившаяся несколько месяцев кампания с рейдами милиционеров и дружинников по улицам и общественным местам. Тех, кого обнаруживали в рабочее время в магазине или кино, наказывали – как правило, лишали премии. Выговор в таком случае ждал и начальника. На заводах, фабриках, в учреждениях ужесточали контроль прихода и ухода сотрудников с работы. Кроме того, теперь не допускалось проведение в рабочее время культурно-массовых мероприятий и собраний. Те, кто работал во вторую или третью смену или находился в отпуске, во избежание ненужных разбирательств носили с собой бумаги, доказывающие это.
Отчасти благодаря ужесточению дисциплины в 1983 году был достигнут прирост объема производства народного хозяйства. Но не только из-за этого: параллельно шла жесткая борьба с коррупцией, принимались меры по импортозамещению и повышению качества советских товаров. В Тульской области самым заметным был скачок в производстве товаров народного потребления: если в 1982-м их выпустили на сумму 1,418 миллиарда руб­лей, то в 1983-м – на 2,335 миллиарда. При этом легкая промышленность все же просела на полтора процента.

Станция и планы
8 ноября 1983 года на серой линии Московского метрополитена открылась станция «Тульская».
Первоначально планировалось, что она, расположенная на глубине девять с половиной метров, будет называться «Даниловской» – по имени находящейся поблизости улицы Даниловский Вал, однако затем предпочли название другой улицы – Большой Тульской. Повод для сожаления в том, что метростроители отступили от намерения оформить станцию в тульской тематике: «По замыслу создателей архитектурного проекта станция будет односводчатая, с гладкими стенами, отделанными мрамором «газган». В основе ее оформления лежит тема славного города-героя Тулы. В торцы станционного зала будут вмонтированы тематические панно, посвященные подвигу героического города в годы Великой Отечественной войны. Новый метровокзал станет еще одним памятником мужественному и талантливому русскому народу», – живописала газета «Метростроевец» в июне 1979 года. Но вся эта красота так и осталась лишь на бумаге.
Впрочем, в 1991-м само название «Тульская» могло исчезнуть со схем столичного метро. Москвовед и тогдашний председатель комиссии по наименованиям Моссовета Вадим Дормидонтов на фоне всеобщей мании к переименованию предлагал назвать станцию Данилов монастырь, ратуя вообще за то, чтобы «прилагательные» названия заменять «существительными». Но этот план так и не сбылся.

«Стипеный мущина» и синие пятки
«Сегодня, товарищи, поговорим о дешевых и благородных напитках. Хотя бы о таком из них, как брандахлыст, – в таком, согласитесь, весьма непривычном для 1983 года тоне начинался фельетон, опубликованный в щекинской районной газете «Знамя коммунизма», в котором отчаянно бичевали такой советский порок, как самогоноварение. – Это вам не какое-нибудь тяжелое хмельное хлебово, не презренный сиводрал, от которого синеют пятки, не стеклоочиститель, что при употреблении отдает в плечо, как мушкет, не примусная жидкость, которая вызывает быструю и заметную полноту… Это – брандахлыст, именуемый в просторечии самогоном, – тонкий, благородный (по сравнению с перечисленными) напиток. Поводы для его распития чисты и приятны. А в иных же случаях – так просто замечательны». Далее автор публикации О. Похмеляев перешел на личности. Буквально. Сначала он «постругал» фанеровщицу Огаревского деревообрабатывающего завода Нину Щ., которая часто готовила брандахлыст. А объясняла свои деяния просто: «Мужу вместо пива». Затем фельетонист крепко вздул работницу смены № 1 цеха минераловатных изделий предприятия ТМиК Анну К. «Анна Георгиевна сделала первый шаг к брандахлысту, когда изготовила 30 литров браги. Второй шаг получился сам собой, – писал Похмеляев. – Абсолютно, ну ни капельки незнакомая женщина, узнав, что К. готовится отметить свой трудовой и жизненный юбилей, подарила ей… самогонный аппарат. Брандахлыст был готов. А вскоре же целиком был изъят милицией, которая о факте содеянного сообщила в родной коллектив К.». Женщина пояснила, что гнала самогон для товарищей по работе. Потом в фельетоне досталось на орехи жителю поселка Полевой Б., который «по вечерам священнодействовал с брандахлыстом». Самогонщика, правда, выгораживали всякие сочувствующие: мол, человек «активно участвовал в благо­устройстве улицы». И даже написали характеристику – с кучей ошибок, что, конечно же, не мог не отметить фельетонист. «Он – мущина стипеный, бальшой активист», – так сикось-накось на старом обрывке бумаги написали бабуси – члены «улишного» комитета», – издевался автор публикации над поселковыми «адвокатами». А еще «прилетело» работнице больницы в Советске Ш., которая якобы нашла самогонный аппарат на помойке. И в заключение Похмеляев указал: смех смехом, но все «герои» фельетона были оштрафованы от 150 до 300 руб­лей. Для 1983 года – очень большие деньги!

А у нас газопровод!
В 1983 году были подведены итоги строительных работ, которые за пару лет XI пятилетки выполнил трест «Щекингазстрой». А сделано сварщиками, машинистами экскаваторов и трубо­укладчиков было немало: газовики ввели в действие 865 километров магистральных трубопроводов и нефтеемкостей на 120 тысяч кубометров. Наиболее значимых успехов удалось достичь в 1982-м. Что говорить, если на год раньше установленных сроков получилось завершить линейную часть 53-километрового участка экспортного газопровода Уренгой – Помары – Ужгород, а кроме того, сверх плана была получена колоссальная прибыль – 248 тысяч руб­лей. Правда, не обходилось без шероховатостей. «Беспокойство парткома вызвало то, что на строительстве нефтепродуктопровода Новки – Рязань – Тула – Орел допущено отставание, – вспоминал секретарь парткома треста М. Агеев. – Годовой план строительства этого объекта выполнен только на 63,9 процента. В первых числах января 1983 года на заседании парткома были заслушаны отчеты о ходе работ на стройке. Было установлено, что руководители неудовлетворительно организуют работу на трассе. Разговор получился взыскательный, принципиальный. Вместе с тем партком и руководство треста посчитали, что у нас имеются все возможности не только ликвидировать отставание, но и ввести магистраль в эксплуатацию к 7 ноября 1983 года, раньше планового срока на два месяца. Для выполнения этой задачи было решено сконцентрировать на стройке в достаточном количестве материальные и трудовые ресурсы, направить на трассу в первую очередь бригады, возглавляемые коммунистами». В 1983 году перед многотысячным коллективом «Щекингазстроя» поставили амбициозные задачи: выполнить строительно-монтажные работы на сумму 45,7 миллиона руб­лей и ввести в действие свыше 500 километров магистральных трубопроводов.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий