Общество

Дорога, которой не было

История деревни Тулубьево Веневского района показалась бы до боли знакомой многим жителям тульской глубинки. В советские годы здесь был колхоз. В животноводческом хозяйстве трудились почти три сотни человек – в основном окрестные жители. Работали садик, школа, клуб. Вот только дороги никогда толком не было. Тридцать лет назад ее отсыпали щебнем и залили битумом. Собирались положить асфальт, но грянули девяностые – стало не до дорог.
Долгий путь
С тех пор много воды утекло. Колхоз разорился, садик закрылся, клуб сгорел... А люди остались. И когда-то недоделанная двенадцатикилометровая ветка от федеральной трассы «Дон», со временем окончательно пришедшая в негодность, стала их настоящей бедой. Общественный транспорт перестал ходить до Тулубьева еще лет восемь назад. Десять населенных пунктов лишились удобного сообщения с районным центром.
А необходимость такого сообщения, напротив, стала куда острее.
– Многие из нас приехали в колхоз по распределению, – рассказывает местная жительница Вера Николаевна Суркова. – Здесь была «цивилизация». Теперь вот не знаем, как отсюда выбраться, приходится выживать. Я работаю в Кашире Московской области. Как добираюсь? До станции шесть километров на своей машине, а там – поезд.
Проделывать подобный путь приходится не только работающим, но и пенсионерам. В деревне есть, конечно, фельдшерско-акушерский пункт, и его хозяйка Елена Плаксина, понимая, что помощи людям ждать больше неоткуда, готова принимать пациентов в любое время дня и ночи. Но чтобы сдать анализы, показаться участковому или специалисту – будь добр, езжай в Мордвес или Венев. И до города, и до поселка – порядка тридцати километров. Правда, летом по полям можно километров десять срезать.
Вдобавок останавливающийся на станции Настасьино поезд идет до Мордвеса лишь дважды в день.
– Это мне в 7.15 надо быть уже на станции, – рассуждает Надежда Федоровна Мамонтова, – а обратно я только в семь вечера уехать смогу. Значит, целый день должна в поселке как-то провести. А если болеет человек, каково?
На краю географии
– И все-таки в Тулубьеве еще ничего, – качает головой фельд­шер. – Прилегающие деревни вообще брошенные, дорог нет – чистое поле. Я сама живу на Зиновьевской стороне. Это меньше чем в километре отсюда, но к нам не доберешься. На работу иду полчаса, если грязь или снег – минут сорок. Когда на машине после метели надо выбираться – каждый метр копаем. А пациенты у меня есть и за восемь километров отсюда. Приходится свою машину «долбить». Если сломается – пешком.
А ломаются автомобили на здешней дороге часто.
– Ходовая часть постоянно из строя выходит, диски править приходится, – сетует супруг Надежды Федоровны Виктор Васильевич.
Не мудрено: в летнюю сушь – яма на яме, в межсезонье – непролазная грязь. С холодами, когда покрытие припорошит первым снегом и схватит морозцем, становится терпимо, но только до сильных снегопадов. Потом дорогу заносят метели, а чистить некому: службы, которым положено этим заниматься, заезжают сюда редко. В прошлом году уборочные машины побывали в Тулубьеве трижды. В основном местные водители управляются сами: выхода нет – надо как-то добираться до работы.
Карета «скорой помощи», по рассказам, доезжает куда может, а до дома пациента бригада разве что пешком дойдет.
– 4 декабря возили ребенка в Тулу на диспансеризацию, – вспоминает Елена Плаксина. – Выделили «скорую». Отсюда забирала новая машина, а обратно на старой «буханке» ехали. Так она всю дорогу гремела, и в конце концов у нее деталь какая-то отвалилась – не знаю, как она обратную дорогу одолела.
Пожарные машины до деревень добирались, только на дорогу от Венева и езду по ухабам тратили часа два. Если уж что загоралось, так успевало догореть. Сейчас часть располагается поближе, в Мордвесе. Но смогут ли огнеборцы прибыть быстрее, на практике никто пока, слава богу, не проверял.
И ведь все вышеперечисленное – далеко не полный перечень «околодорожных» неприятностей. Дети должны добираться в школу, расположенную в трех километрах, в деревне Борозденки. Если у родителей нет машины или они уезжают чуть свет и не могут подвозить своих чад, то те во всякую погоду закаляются в пеших прогулках.
А еще надо заготавливать дрова, потому что такое благо, как газ, до деревень тоже пока не дошло. Кстати, чтобы их в лесничестве получить, нужна справка. За ней снова ехать – в администрацию муниципального образования Гурьевское.
– Нет своей машины – нанимай. До Венева рублей восемьсот стоит, – рассказывает Надежда Николаевна Белогубикова. – Во­зят свои же, соседи, но даром кто поедет? Вы же дороги видели. Живем на краю географии…
Пробовал кто-то из частных перевозчиков за этот маршрут взяться, но после двух-трех рейсов передумал. Машина бьется сильно, а доход небольшой.
И жители, и местная администрация уже неоднократно обращались в область с проблемой. Ответ пока одинаков: «Средств нет, ремонт не предусмотрен».
– Видно, где-то есть дороги похуже нашей, – качает головой глава МО Гурьевское Светлана Чуйкова.
Сначала очень плохие
Оказывается, дороги хуже, чем М4 – Тулубьево, в Веневском районе действительно есть.
Как сообщил глава администрации Веневского района Игорь Ширяев, в будущем году 35 миллионов рублей из областного бюджета помогут привести в порядок покрытие дороги Мордвес – Даровая.
– Это школьный маршрут, мы обязаны сделать там ремонт, – пояснил Игорь Алексеевич.
Кроме того, по программе реконструкции сельских дорог район подготовил проекты на участки от Коломенской слободы до поселка Каменного и от трассы М4 до Большой Уваровки. В последнем случае предполагается строительство «с нуля». На два этих участка длиной в полтора и два с половиной километра необходимо в общей сложности 58 миллионов рублей.
– Строительство обходится бюджету дорого, но деваться некуда. До Большой Уваровки даже на машине не проедешь – поле. Несколько населенных пунктов отрезаны, – отметил Ширяев.
Немногим меньшая сумма понадобится и на дорогу до Тулубьева, но в следующем году денег этих точно не будет. Министерство транспорта и дорожного хозяйства уже утвердило все проекты в соответствии с бюджетом. Добавления могут быть внесены в случае экономии средств при проведении аукционов, но вряд ли столь значительные.
Глава районной администрации заверил, что, если регион и в 2014-м профинансирует ремонт дорог, то следующими на очереди будут направления на Тулубьево и лежащий неподалеку Студенец.
– Мы знаем об этих проблемных участках и попробуем включить их в программу, – сказал Ширяев. – А после ремонта полотна можно будет подумать и о транспорте.
Увы, людям придется вновь запастись терпением. Обнадеживает лишь то, что в нынешнем году Веневский район с работами, не в пример другим, справился успешно: план выполнен без нареканий, две дороги, шесть улиц и четырнадцать дворов получили вторую жизнь.
 Елена КОЛОБАЕВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Другие новости