Общество
10:17, 09 июня 2022
Доверься крыльям! - ведущий тульский орнитолог Ольга Швец о самых удивительных птицах
Почему в парках исчезают соловьи? Только ли кукушки – матери-кукушки? Для кого Тула – земля обетованная, а какие из птиц здесь только пролетом?
Ведущий орнитолог Тульской области Ольга Швец знает ответы
на все вопросы, которые касаются пернатых…
Мимо дома с песнями
– Птицы – наши соседи по планете, они достаточно значимы для человека, одних ценят как дичь, других – за их красивый голос, на третьих просто приятно смотреть. Эти создания во все времена становились объектами вдохновения: для поэтов, для модельеров, для ювелиров, для инженеров… А изменение их численности или ареалов обитания может о многом нам рассказать и, если хотите, – предупредить… Именно поэтому важно знать, кто живет с нами рядом. А чтобы знать, надо изучать.
Многие читатели, наверное, удивятся, узнав о том, что Тульский край долгие годы оставался настоящим белым пятном на «птичьей» карте большой страны. И было тому несколько причин. Во-первых, само изучение птиц началось в России не так уж давно, в XVIII веке. Это был период академических экспедиций, связанных с изучением и инвентаризацией земель и природных богатств страны, при этом особое внимание уделялось Крайнему Северу и Восточной Сибири, ведь путешественники всех времен грезили самыми дальними странствиями, при этом довольно доступный «центр» оказался незаслуженно обделенным.
И ведь это особенно обидно, потому что ученые тех времен были настоящими универсалами: наряду с географией, геологией, этнографией изучали животный и растительный мир! Таким образом, результаты путешествий, в чем-то обширные, а в чем-то скудные, были обобщены ученым Петром Палласом и в 1811 году нашли свое отражение в его замечательной монографии «Зоография Россо-Азиатика».
Первым, кто всерьез занялся Тулой и прилегающими окрестностями, стал наш земляк Михаил Мензбир, в будущем – академик и один из ректоров МГУ, составивший списки местных пернатых, когда писал дипломную работу, оканчивая Московский университет. Случилось это в 1879 году. Затем спустя 13 лет отчет по птицам Тульской губернии сделал еще один уроженец Тульской земли Петр Сушкин – ученик Мензбира, крупный советский зоолог, в будущем тоже академик.
Следующим относительно крупным трудом по птицам стал «Очерк орнитофауны Тульской губернии», вышедший в журнале «Тульский край» в 1927 году под авторством нашего краеведа Павла Аммона и касавшийся птиц преимущественно Тулы и ее ближайших окрестностей. Ну а дальше в изучении птиц случился своеобразный провал.
– Как правило, скрупулезным изучением флоры или фауны некоей местности занимаются специализированные организации, к примеру – университетские кафедры биологии, – говорит наша собеседница. – Да вот беда: в те времена в Туле не было университетов с естественно-научными факультетами. Первый из них появился на базе Тульского педагогического института лишь в 1963 году. Важную задачу наблюдений за природой могли бы решить заповедники или национальные парки, но и тут мы оказались не у дел. И даже когда перед войной появился заповедник «Тульские засеки», мы получили возможность похвастаться лишь материалами зоолога Геннадия Лихачева, великолепные статьи которого касались фауны только этой заповедной территории. Вскоре засеки канули в Лету, и в качестве источника данных о птицах остались только разрозненные публикации по итогам студенческих практик МГУ, а чуть позже – педагогического института…
А в начале девяностых годов, несмотря на сложные перестроечные времена, произошло настоящее чудо! Тульский комитет по охоте заказал нашим зоологам кадастр местных животных, ставший отправной точкой очередной (а для птиц – первой с конца XIX века!) переписи-инвентаризации. С тех пор скрупулезные работы по мониторингу этой группы животных не прекращалось. В 2021 году результатом совместной работы более 400 орнитологов нашей страны стал «Атлас гнездящихся птиц Европейской России». А недавно вышел в свет «Европейский атлас гнездящихся птиц» (The EBCC Atlas of European Breeding Birds). Есть в этих атласах и материалы о тульских пернатых.
Разделяя неделимое
Школьные знания о птицах для многих из нас закончились на том, что пернатые делятся на две группы – оседлые и перелетные, то есть те, что всегда с нами, и те, что на зиму улетают на юг. На самом деле все гораздо сложнее и, конечно же, увлекательнее. Поэтому мы с Ольгой Викторовной остановимся на тех птицах, которые с детства знакомы каждому…
Итак, на протяжении года на территории Тульской области встречаются порядка 270 видов. Их «отношения» с территорией различны. Есть группа оседлых птиц, живущих в одной и той же местности на протяжении всего года. К ним относятся, например, сизый голубь, домовый и полевой воробей.
А вот большая синица и щегол входят в другую группу – кочующих. Они не стремятся в дальние страны, но могут запросто перемещаться в пределах своей природной зоны, а это, бывает, километров двести.
Птицы перелетные – куда отважнее. Им неведомы никакие границы, птенцов они выводят у нас, а зимуют в других странах, и в первых рядах этих путешественников – известные певцы: соловьи, иволги… А есть категория пролетных птиц, и Тульская область для них – «остановка». К примеру, во время сезонной миграции на прудах и озерах региона отдыхают гуси и гагары…
Есть группа зимующих птиц, прилетающих из северных природных зон. Яркого представителя данной группы знают, наверное, все без исключения, ведь это нарядный снегирь. Еще свиристель – птица с хохолком. Их бывает особенно много, когда богата ягодой рябина. Зимует в тульских лугах и полях довольно крупный орел зимняк, гнездится этот вид в тундре, ну а у нас для него «юг».
Еще одна группа – залетные птицы. Это в основном путешествующая «молодежь». К примеру, особи орлана белохвоста, широко кочуя в поисках корма, смело проникают в незнакомые места. Кстати, в районах Средней Сибири таким образом гостит фламинго, который там никогда не гнездится… В свою очередь любой залет может быть совершенно случайным, а может – отголоском былого распространения. И наш орлан – это отголосок… Залет может оказаться и первым этапом расселения. Так произошло с белым аистом. Еще Михаил Мензбир писал, что в Тульскую губернию изредка залетают одиночные особи! Потом аист неожиданно пропал, а вот в конце ХХ века стал активно расселяться к северу.
Кстати, в последние десятилетия с приходом зимы в наших краях можно насчитать до 80 видов птиц. Расширение этого списка произошло из-за тех из них, которые теперь смело остаются, имея здесь хорошее пропитание, к примеру, пищевые отходы. И как тут не вспомнить про стаи грачей! Вы удивитесь, но первый случай зимования этих птиц в Туле был описан еще в 1911 году! А вот еще интересный факт: часть популяции грачей, которая гнездится на Тульской земле, улетает в южные области, часть живет здесь круглый год, а третья часть – это те, которые прилетают к нам с севера! В итоге с приходом зимы в городе появляются смешанные стаи. И наши студенты-зоологи запросто отличают «своих» и «курортников» по разной дистанции вспугивания: местные – смелые и вальяжные, а чужаки – более осторожные…
О ком плачет горлица?
Конечно, одним из самых известных остается семейство голубеобразных. Кроме городского сизого голубя, это вяхирь, клинтух, обыкновенная и кольчатая горлица. Последняя для нашего региона – это вселенец, живущий здесь с прошлого века, с семидесятых годов. Если кто-то не видел эту птицу, то уж точно слышал ее воркование. При этом разные народы слышат в нем нечто свое. К примеру, жители нашей страны различают: «Ку-ку-шка, ку-ку-шка!». А вот греки слышат «deсaoctо!», то есть «восемнадцать монет!». Существует предание, что, когда Христос поднимался на Голгофу, один из римских солдат, пожалев несущего крест, решил напоить его молоком, купив кружку напитка у торговки. Но в кошельке у этого человека было всего семнадцать монет, и торговка ему отказала, запросив на одну больше. А когда Христа распяли, она превратилась в кольчатую горлицу. И теперь, летая кругами, повторяет свое «decaocto»! Если однажды горлица проворкует на своем языке «семнадцать монет!», то опять обернется женщиной, ну а если «поднимет цену», то наступит конец света…
Кстати, кольчатая горлица относится к группе синантропных птиц, которые расселяются вслед за человеком. Так в Европу, в Прибалканские страны, она «пришла» вслед за турками, а потом распространилась дальше…
По сравнению с этой гостьей – горлица обыкновенная поменьше. Ее латинское название Streptopelia turtur, и это самое «турр-турр» всегда звучит в ее ворковании. Уже не только в Тульской области, но и по всей европейской России она стала редкой птицей и теперь – кандидат в Красную книгу.
Ну а самый крупный из наших голубей – вяхирь, с белым пятном на шее. Эта птица в последние годы активно осваивает столицу оружейников. И, наконец, голубь клинтух. Его осталось совсем мало, и он краснокнижный уже давно…
А теперь – о воробьях. Сегодня их численность заметно снижается. Возможными причинами этого явления стал повсеместный выкос газонов, лишающий птиц привычных кормов, и интенсивное использование противогололедных реагентов, а они для пташек – яд.
Когда совершенство – в пролете
Было бы неправильным общаться с орнитологом и не спросить про певчих птиц. Сейчас стоит та самая пора, когда всюду слышны трели! А кто же поет красивее всех? Конечно же, группа кустарниковых птиц! Только долго ли продлятся концерты? К сожалению, есть вероятность, что уже через несколько лет мы не услышим соловьиного пения. Дело в том, что эти птицы гнездятся на земле в зарослях кустарников. А в наших любимых парках и скверах эта растительность сегодня не в моде. И единственным местом в центре города, где остался соловьиный рай, можно считать Всехсвятское кладбище…
Ну а какие из тульских птиц признаны самыми настоящими красотками? Доверяя орнитологу, да и собственным глазам, делаем вывод, что здесь пальма первенства – у ракшеобразных. Своим происхождением эти птицы обязаны тропической Африке. В списке самых ярких представителей – зимородок, золотистая щурка и удод. Численность щурок сейчас растет, они с удовольствием питаются жуками, стрекозами, шмелями и… пчелами, за что попали в опалу к местным пасечникам-пчеловодам! А вот тульские фотографы очень любят этих птиц! Наша собеседница с улыбкой отметила, что и щурки, и удоды настолько популярны как фотомодели, что человек с фотоаппаратом сейчас знает о них, наверное, даже больше, чем самые маститые ученые. Кстати, ни одна из ярких птиц не отличается чудным голосом. Совершенство и здесь в пролете: или красивые, или поют…
Среди тульских пернатых стоит отметить и птиц-хищников.
В областном центре живет сапсан, прошедшей зимой его видели в районе Пушкинской, он смело позирует на ветках, обедая галками и голубями. Сапсан не избегает шумных городов, к примеру, в Москве он устроил гнездо прямо на главном корпусе МГУ. Ну а в Туле, на здании 9-го учебного корпуса ТулГУ, уже более десяти лет выводит птенцов пара пустельг. Как и сапсан, пустельга относится к семейству соколиных.
Говоря о местных хищниках, нельзя обойти вниманием сов. Своя пара ушастых сов есть практически в каждом парке. А в самые «мышиные» годы их численность всегда растет. Ушастая не вьет своих гнезд, а занимает гнезда врановых. Кстати, и пустельга ведет себя так же, хорошо хоть яйца не подбрасывает.
Как рассказала Ольга Швец, в нашей зоне только кукушка грешит отсутствием материнских чувств. Между тем в тех же тропиках есть целый ряд птиц, которые не заботятся о потомстве. И самой яркой среди них – яркой в прямом смысле слова – здесь считается райская вдовушка. Ну а кукушка кукушке рознь: есть среди них и такие виды, которые сами вьют гнезда и высиживают птенцов.
В пух и перья
Как и во всем, в птичьей фауне с течением лет происходят перемены. Безудержная активность человека стала причиной исчезновения целого ряда видов пернатых. В XIX веке к серьезным потерям привело строительство железной дороги, сопряженное с массовой вырубкой лесов. Об этом говорит простое сравнение данных Мензбира и Сушкина. А ведь разница в наблюдениях – всего каких-то тринадцать лет! Так, например, резко сократились, а затем и вовсе стали краснокнижными многие хищники – филин, скопа, сокол балобан. В первой половине ХХ века из наших мест исчезла дрофа – крупная и очень красивая птица.
А ведь полтора века назад она была желанным трофеем, который добывался в Ефремовском уезде! Подстрелить дрофу – дело нетрудное, птицы, как правило, бегают стаей, но то, чего не сделали охотники, сделала распашка крупных площадей: дрофа потеряла возможность гнездиться и ушла далеко на юг…
Ну а в конце прошлого века под девиз «догоним и перегоним» в нашей стране стали применять ядохимикаты и минеральные удобрения. Ударный труд не прошел даром: почти полностью из Центральной России тогда исчезли все скворцы. А в середине 90-х годов забили тревогу орнитологи Европы: пропали жаворонок и перепел! К огромному счастью, в России в целом, да и в Тульской области обе птицы живут и здравствуют. Но печальный опыт стал звоночком о том, что во всем нужна норма… Кстати, сегодня падение численности вновь становится актуальным…
Свято место пусто не бывает. К счастью, есть и примеры вселения на нашу территорию новых видов. К примеру, сегодня происходит расселение сирийского дятла, чернолобого сорокопута и канареечного вьюрка. Также можно наблюдать возвращение исчезнувших видов: с появлением залежных земель вернулись просянка и северная бормотушка, пропавшие из Тульского края более сотни лет назад…
Если тесно в городе-клетке
Ну а теперь о тех людях, которые, наряду с учеными, могут с утра до самой ночи наблюдать за повадками птиц и наслаждаться их присутствием. Наша собеседница с огромным уважением рассказала о тех самых фотографах, которые снимают живую природу, в том числе и птиц. Вот лишь некоторые из них: Игорь Щербаков, Олег Есиков, Александр Чувилин, Михаил Агеев, Сергей Кузнецов, Андрей Деев.
Кстати, не без их участия в Тульской области стала популярной спортивная орнитология. Соревнования ежегодно проходят на базе музея-заповедника «Куликово поле».
«А в чем же спорт?» – спросит читатель. А спорт в том, что группе фотографов дается определенное время и фиксированная территория, ну а сама суть состязания – здесь и сейчас снять как можно больше видов птиц и «узнать их в лицо», призвав на помощь определитель. В этом году соревнования состоялись в преддверии Дня Победы.
Конкурс получается очень увлекательным, требует немалого мастерства и становится доброй отдушиной для всех, кому тесно в четырех стенах, кто может восхищаться живой природой и, как птица, доверяет своим крыльям!
Людмила ИВАНОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
Ранее на тему
03 июня, 21:31