Общество

09:00, 15 апреля 2016

Две памяти

Кто бы мог подумать, что идея установки мемориальной доски и строительства часовни в память о жертвах политрепрессий фактически расколет Венев на два лагеря. И пусть они не слишком многочисленны, но споры, порождаемые обеими сторонами, уже вышли за пределы районного масштаба.

 Татьяна ЕЛАГИНА

 Елена КУЗНЕЦОВА

С предложением воздвигнуть часовню новомученикам тульским в память о жертвах политических репрессий к главе района Сергею Петрушину и протоиерею Николаю Дудину, благочинному веневских церквей, в январе этого года обратились прихожане:

«Наилучшим местом считаем перекресток улиц Бундурина и Белова, поскольку там находилась Алексеевская церковь при уездной тюрьме. Тюремные храмы в России всегда были местом сугубых молитв о помиловании «в узах содержимых». Тем более сейчас память о безвинно пострадавших должна объединить все наше общество».
Разумеется, строительство – дело не быстрое, и до той поры, пока мемориал не будет возведен, инициативной группой решено было установить временную памятную табличку. Ее сделал местный предприниматель. На прямоугольном камне выгравировали надпись:
«Здесь, вблизи месторасположения расстрельной тюрьмы НКВД, будет поставлен памятник жертвам политических репрессий, от богоборческой власти безвинно пострадавшим».
Распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2015 года утверждена концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. После появления этого документа и было предложено установить памятный знак – мемориальную доску.
Место для нее нашли около веневской школы № 1. Похоже, что текст на камне и расположение доски стали одной из причин, так сказать, народных волнений.
– Установлена она там была потому, что здесь находилась тюрьма. Это единственная привязка к месту установки. Мы только обозначили необходимость увековечить память пострадавших. Это не закладной камень. Для памяти жертв политических репрессий нужно отдельное место и отдельный монумент, – пояснил священник.
Сейчас таблички нет – ее демонтировали. Но отец Георгий по-прежнему зажигает там лампадки и молится.
Свою позицию в этом конфликте многие из участников открыто излагают и в личном общении, и в СМИ. Если обобщить мнения, то получается следующая полемика:

Виктор Раев, секретарь Веневского отделения КПРФ:
– Но почему именно они, работники религиозного культа, выполняют распоряжение правительства об увековечении памяти жертв политических репрессий? – вопрошает товарищ Раев. – Текст установленной таблички некорректен, богоборческой власти в СССР никогда не было.

Отец Георгий:
– Автору, наверное, надо перечитать «Краткий курс истории ВКП(б). Мы говорим: «Расстреляли много людей, хотим сохранить их память». А в ответ слышим: «Вы хотите дискредитировать товарища Сталина». Все это внимания особого не заслуживает. По моему мнению, все эти заявления делаются исключительно для того, чтобы хоть каким-то образом заявить о себе.

Людмила Галкина, руководитель музея веневской школы № 1:
– То, что была установлена табличка, – это правильно. Но то, что поспешно и не совсем продуманно, – тоже верно. Мы должны руководствоваться объективным анализом как достижений советского периода, так и его трагических страниц. В данном случае мы видим необъективное изображение нашей истории. Утверждение про «богоборческую власть» некорректно. Ведь в 40-х годах позиция государства по отношению к церкви изменилась, а в 1943-м и вовсе власть разрешила избрать патриарха. И к тому же нет письменных подтверждений, что в тюрьме происходили массовые расстрелы.

Отец Георгий:
– Жертвы репрессий – это дважды уничтоженные люди. Во-первых, физически, во-вторых, они вычеркнуты из памяти всех последующих поколений. Когда учитель, от которого мы ждем в силу его призвания милосердия, говорит, что надо толерантно писать, – это странно. По-человечески тяжело, когда такие речи звучат. Ведь явные ошибки подаются публично как авторитетное суждение и служат обоснованием для демонтажа знака.

Денис Махель, председатель клуба краеведов «Веневский уезд»:
– Со слов старожилов, знаю, что в годы Великой Отечественной войны происходили единичные случаи расстрелов узников городской тюрьмы, а хоронили убитых на том самом месте, где сейчас располагается школьная котельная. Но подчеркну, что острог расстрельным не был.

Отец Георгий:
– Необходимо общественное обсуждение места установки памятного объекта. Возможно, стоит организовать городской круглый стол. Все это нужно активно сделать, ведь речь в концепции идет и о закладке мемориалов, о книгах памяти, о финансировании. Поэтому, если будет достигнуто согласие, где и что установить, то в этом случае можно будет попасть в программу и все это устанавливать с государственной поддержкой.

Дмитрий Солдатов, первый заместитель главы администрации Веневского района:
– Какая бы ни была наша история, плохая или хорошая, ее необходимо помнить. Позиция администрации – услышать мнение веневцев, проработать вопрос с духовенством, провести голосование среди жителей и уже после этого определить место для установки памятного знака.

Веневский алфавит
Раньше было достоверно известно лишь о девяти пострадавших от репрессий в Веневском районе. Но совсем недавно поступила информация из Тульского областного отделения общероссийской общественной организации «Мемориал» о более чем 300 именах.
Список увеличивается, и на данный момент известно о 550 репрессированных веневцах. В их числе несколько человек, которые уже прославлены Церковью как святые. Например, Ярославский митрополит Агафангел, Местоблюститель Патриаршего престола, кстати, ученик местной школы.
Списки опубликованы на сайте «Мемориала», и сейчас идет редактирование для будущего издания Книги Памяти – «Веневского алфавита». Вот лишь небольшой отрывок из нее:
«Василий Ларионович Бурба, плотник, 1908 года рождения. Расстрелян 20 марта в 1938 году за «сокрытие своего кулацкого прошлого».
Священник Павел Георгиевич Наумов, 1890 года рождения. Расстрелян 13 октября 1937 года за контрреволюционную пропаганду и антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий партии и правительства.
Афанасий Иосифович Рытов, 1901 года рождения, работник снабжения Московско-Донбасской железной дороги. Расстрелян 22 марта 1938 года за клевету на вождя народов товарища Сталина, воспевание «врагов народа», а также распространение слухов о скорой войне».

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему