Общество

09:00, 05 декабря 2014

Экзамен выпал в декабре

 Татьяна МОТОРИНА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Утро 3 декабря в Туле выдалось ясным, морозным, как раз подходящим для написания итогового сочинения. Хотя в голове все равно как-то не укладывалось: экзамен – и зимой. Ведь и советские, и российские выпускники «сдавались» в мае–июне, не раньше. Нынешним школьникам, видимо, придется привыкать – с этого года сочинение в 11-м классе официально стало допуском к государственной итоговой аттестации. Более того, тех, кто напишет плохо, не допустят до экзамена летом.

Звонки
отключены

Для того чтобы побывать на сочинении, репортерской группе «ТИ» пришлось получить аккредитацию – это правило соблюдается столь же строго, как на ЕГЭ. Входя в тульскую гимназию № 11 этим утром, мы ожидаем встретить в фойе металлоискатель и строгую тишину, которая обычно царит на пункте приема экзамена. Однако пресловутого пищащего устройства сегодня не требуется, да и занятия идут в обычном режиме. Но документ об аккредитации бдительные представители школьной администрации с нас требуют уже на входе.
Сразу чувствуется, что атмосфера куда более расслабленная, чем во время единого госэкзамена, ведь ребята пишут сочинение в своих, а не в чужих школах. Группки старшеклассников в вестибюле оживленно переговариваются, смеются, учителя могут подойти, подбодрить своих подопечных. Все это – без ущерба для организации экзамена, которая в гимназии отлажена идеально. Создана ответственная комиссия, выделены аудитории в отдельной рекреации – здесь выпускникам не помешают ни шум перемен, ни даже звонки, которые в этой части здания отключены. Отпечатаны экзаменационные бланки, даже черные гелевые ручки приготовлены про запас.

«На войне раскрывается все»
Все 50 ребят уже в сборе, хотя в кабинеты их проводят только через полчаса. А темы сочинений они узнают за 15 минут до начала экзамена.
На экзамене – пять тем, по одной на каждый из больших тематических блоков: «Юбилей М. Ю. Лермонтова», «Вопросы, заданные человечеству войной», «Человек и природа в отечественной и мировой литературе», «Спор поколений: вместе и врозь» и «Чем люди живы».
Анастасия Носова хочет выбрать военную тематику:
– Вчера вечером перечитывала любимые произведения, приходила в нужное настроение. Мне нравится поэзия Юлии Друниной, Виктора Гончарова. Надеюсь, смогу использовать их стихи в сочинении. Не могу сказать, что было очень тяжело готовиться, у нас в гимназии четыре часа литературы в неделю, этого было достаточно.
Ее одноклассник Игорь Обозов тоже собирается писать «о войне».
– Почему? Мне кажется, на вой­не все в человеке раскрывается: положительные качества и отрицательные, его отношение к людям и жизни, – говорит Игорь, и сложно понять, то ли он это только что сформулировал, то ли заготовил «красивую» фразу для письменной работы. Одно из его любимых произведений – «Сотников» Василия Быкова, на примеры из него юноша надеется опереться.
Ребята признаются: на пробном сочинении, которое они писали 20 ноября, пришлось немного понервничать, ведь темы не соответствовали заявленным блокам.
– Сначала запаниковала, но потом вникла в темы, все продумала, начала писать, – говорит Настя.
– Да, умный человек на любую тему напишет, – смеется Игорь.

Шоколадки для зачета
Наконец ребят провожают в классы. Они смеются, перебрасываются короткими репликами, теребят ручки. Нервничают, в общем. У многих на столах – бутылки с водой, плитки шоколада.
– Вы такие шоколадки взяли, что на все двести баллов должны написать! – улыбаются организаторы и уже серьезно напоминают: еду и питье надо убрать на отдельный стол или на соседний пустой стул.
На самом деле ни на двести, ни на сто, ни даже на пять баллов выпускники написать не могут. Просто потому, что за сочинение ставится «зачет» или «незачет». При этом «незачет» можно пересдать дважды – в феврале и мае. Условия, скажем прямо, щадящие, но ведь нынешние выпускники – первые, кто за последние пять лет пишет выпускное сочинение.
Наконец в аудиторию приносят распечатанные на каждого темы, начинается инструктаж. Через 3 часа 55 минут работы должны быть сданы. Проверят их в школе, результат будет известен максимум через неделю. Если кто-то не согласится с итогами экзамена, то сможет подать апелляцию.

Кто ты, выпускник?
3 декабря экзамен сдавали 6400 участников из 331 образовательного учреждения Тульской области.
– Я считаю, что такое сочинение – очень хорошее испытание, проходя которое, ученики смогут получить ценный опыт и навыки, понять, где есть проблемные зоны, чтобы над ними поработать. Сочинение – это показатель умения формулировать свои мысли, а кроме того, дополнительная мотивация для чтения, – рассказала «ТИ» министр образования Оксана Осташко.
Учителя в целом с этим согласны, однако их отношение к новшеству однозначным не назовешь. Так, доцент кафедры русского языка и литературы ТГПУ имени Л. Н. Толстого Наталия Старцева, преподающая одновременно в гимназии, говорит:
– Ребята плохо выражают свои мысли, попросту не умеют говорить. Зачисление в вуз проходит исключительно на основе ЕГЭ, таким образом, мы перестали слушать своих абитуриентов и не можем гарантировать, что ребята, которые пришли на первый курс, обладают развитыми речевыми навыками. Сочинение – как раз способ проверить их уровень. Другое дело, что нынешние выпускники оказались не совсем готовы к экзамену в такой форме, поскольку до этого несколько лет были ориентированы только на сдачу ЕГЭ.
По словам Старцевой, нельзя возвращаться к «старому» сочинению, когда пишущий отталкивался от литературного произведения, анализировал его сюжет, персонажей, средства выразительности.
– По изначальной задумке, нынешнее выпускное сочинение должно показать, насколько взрослым и зрелым человек выходит из школы, чем он живет, сформировано ли его мировоззрение. То есть с помощью литературных примеров он только доказывает свою собственную точку зрения. Поэтому жаль, что ребятам не разрешают пользоваться текстами произведений – проверено, что те, кому нечего сказать, не могут списать, даже если перед ними положить все нужные книги.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему