Общество

11:34, 08 октября 2018

Есть такие профессии – Родину украшать

Арсений АБУШОВ
Сергей КИРЕЕВ, Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Кто кого красит: человек место или наоборот – этот вопрос, как оказалось, сегодня очень даже открытый. Творческое начало людей XXI века – как буревестник Горького: просит бури. Правда, речь идет о буре все того же креатива: идей, смыслов, прожектов. И, да, в этом возможно найти успокоение (читай – упорядочение). Нужно только определить «гений места» – такой термин предлагает генеральный продюсер компании «Культура потребления» Дария Женихова.

В поисках «тульскости»

– Когда работаешь с региональной идентичностью, важно не копировать опыт, а найти уникальность территории. Поэтому, прежде чем что-то затевать, необходимо проводить глубинное исследование. Так, прежде чем наполнять кластер «Октава» контентом, мы оценивали «тульскость» – что значит быть туляком, жить на Тульской земле, какие характерные черты есть у региона, его жителей, – поясняет Женихова.

– Мы провели больше 120 интервью, – подхватывает эксперт по культурному программированию из Санкт-Петербурга, партнер Жениховой по работе с кластером «Октава» Екатерина Гольдберг. – Оказалось, что тульский Левша в России более узнаваем даже в сравнении с самоварами и пряниками. И в этом как раз проявляется уникальная тульская черта. Во всем мире у людей есть страх создавать что-то своими руками, а в Туле мы встречались с людьми самых разных возрастов и поняли, что их всех объединяет досуг – они что-то делают, мастерят, запускают производственные стартапы… Так родилась уникальность «Октавы»: большинство творческих кластеров в стране делают акцент на поддержку художников, а здесь на помощь в развитии могут рассчитывать технари – инженеры, молодые ученые, промышленные дизайнеры. «Октава» готова поддерживать производственные проекты.

Молодо – не зелено

Екатерина Гольдберг – один из самых авторитетных в России экспертов. Влиятельный журнал «Татлер» включил ее в топ-10 молодых специалистов, сделавших «бешеную карьеру в самой модной сфере – урбанистике». Гольдберг – соавтор публичной программы «Лето на «Стрелке», занималась культурной «начинкой» парка Горького в Москве. В Туле Гольдберг, Женихова и еще несколько десятков людей со всей России из молодых да ранних за круглым столом «Креативные лидеры как катализаторы регионального развития», организованным в рамках фестиваля «Трансформаторы. Практика будущего», обсуждают перспективы интеллектуального развития полисов.

Главное, по мнению директора по региональному развитию музейно-выставочного центра РОСИЗО, худрука Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алисы Прудниковой, – брать на себя ответственность за все преобразования, которые намереваешься совершить. Ведь современный мир прекрасного немыслим без трезвого холодного расчета.

Уральская биеннале – это крупнейший региональный международный художественный проект в России, который проходит в Екатеринбурге. Его цель – исследование наследия и актуальных практик индустриального Уральского региона. Кураторы, художники, социологи и культурологи со всего мира раскрывают Урал по-новому.

– Многие думают, что главный критерий оценки любой биеннале – посещаемость. На самом деле успех измеряется деньгами, потраченными гостями города за все время проекта, который продолжается от 3 месяцев до полугода, иными словами – экономическим эффектом от культурного события. Ливерпуль, например, тратит на биеннале 1 миллион евро, а получает 15 миллионов. У нас, конечно, цифры гораздо скромнее, но мы к ним стремимся, – улыбается Прудникова, а после совершенно серьезно говорит о перспективах сотрудничества Тулы и Урала, поскольку речь идет именно об индустриальных творческих проектах.

Искусство – не десерт

– Есть такая формула: культура изменяет территорию. Ее повсеместно читают как мантру. Но уже пора от слов перейти к практике, начать фиксировать изменения. Благодаря биеннале появляется множество культурных проектов, они становятся ее продолжением, и в этом заключается еще один позитивный эффект, – замечает гостья из Екатеринбурга.

Идеи не паразитирования, а именно партнерства – отдельная тема для разговора. У современного искусства, о чем говорит, в общем-то, каждый участник круглого стола, действительно есть практическое применение. Иначе – зачем?

– Интересно должно быть здесь и сейчас. А еще – в перспективе. Мы не приглашаем проекты, авторы которых ищут только новые точки проката, а зовем тех, кто готов развиваться, прирастать. Это принципиальная позиция. Если, выражаясь техническим языком, сцепление с местностью есть, мы работаем, нет – значит не стоит и затеваться, – высказывает свою позицию куратор Владивостокского центра современного искусства «Заря» Алиса Багдонайте.

Расти есть куда, кому и с кем. Тем более что исследования показывают: современное искусство больше не воспринимается обществом как враждебное. Оно часто оказывается непонятным, а потому его следует изучать, популяризировать. По большому счету, с него следует начинать жить. «Искусство – это не десерт», – утверждает заслуженный деятель науки РФ Татьяна Черниговская, чьи слова охотно цитируют собравшиеся. Соглашается с этим и арт-куратор и основатель московского творческого объединения «АРТМОССФЕРА» Сабина Чагина, которая вместе с единомышленниками в прошлом году поставила мировой рекорд, создав граффити площадью 10 800 квадратных метров на фасаде промышленного комплекса в столице.

Селфи как инструмент социолога

А вот москвичу, руководителю центра городской антропологии КБ «Стрелка» Михаилу Алексеевскому в Туле особенно интересен процесс становления кластера «Октава» – с точки зрения выбора места.

– Мы делаем селфи только в комфортных, интересных, эффектных пространствах, а не в заброшенных. И по популярности таких зон можно отслеживать предпочтения людей, чтобы потом развивать практики. Подойдут для этого зоны блеклой светимости – то есть непопулярные у горожан места, но в то же время и не заброшенные вовсе. Так, в 40 городах России мы провели исследования и выбрали территории, которые имеет смысл благоустраивать, чтобы они засветились ярко и по-новому, – делится наработками Алексеевский.

Толстой. Перезагрузка

Всегда ярко и по-новому воспринимается посетителями усадьба Льва Толстого «Ясная Поляна». Казалось бы, всемирно известный бренд, которому и трансформации-то ни к чему. Ан нет!

– Меняется время, меняются и форматы. В течение всего XX века идеи Толстого казались эксцентричными, а сейчас, в XXI, прислушайтесь: вегетарианство, протест против смертной казни, дауншифтинг, экологическое движение, борьба за сохранение природы, – под аплодисменты участников круглого стола перечисляет руководитель отдела международных проектов в музее-усадьбе Юлия Вронская. – «Ясная Поляна» – это колоссальный потенциал для развития креатива, поскольку сам Толстой – это бесконечный креатив.

Не один час молодые генераторы идей делились своими наработками, мыслями, планами, реализованными форматами. Включился в обсуждение и губернатор Алексей Дюмин, который сам активно участвовал в реализации «громких» тульских проектов – кластера «Октава», Казанской набережной, музейного квартала на улице Металлистов, городского пространства «Искра»…

– Здесь прозвучали смелые, интересные, перспективные идеи, но пока они остаются уделом лишь немногих. А нам важно вовлечь в эту работу как можно больше ребят, заинтересовать их, показать новые возможности для их развития. Поэтому все, что было здесь сказано, должно быть тщательно осмыслено и применено на практике, – подводит итог дискуссии глава региона.

А еще он делает акцент на том, что творческая молодежь и представители власти должны слушать и слышать друг друга. Только тогда креативное лидерство станет реальным инструментом развития общества.