Общество

«Фриц» – значит канистра

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

– Интересная история произошла в Епифани, я расскажу, а вы хотите – верьте, хотите – нет, – заинтриговал нашу репортерскую группу местный житель Виктор Мазурин. – В 1941 году немецкие оккупанты заставляли мою бабушку стирать их вещи. Солдатня скидывала шмотье, а там вшей – тьма! Прежде чем стирать, бабуля выходила на улицу и выколачивала паразитов из белья. И что любопытно – фашистские вши на нашу одежду не переползали, ни одна. И в остальных домах – такая же история!

Женские
панталоны –
для сынов Германии

Виктор Сергеевич – хранитель множества семейных воспоминаний об оккупации Епифани. Старики частенько рассказывали ему о том непростом периоде в истории Тульской области, когда с лихвой хватало и трагедий, и комичных эпизодов.
Однажды в дом Мазуриных, когда ударили морозы, забежал вражеский солдат в тонкой шинели. Увидел комод – по-хозяйски открыл его и начал копаться. А там – женские панталоны с кружевами. Гордому сыну великой Германии в тот момент было на все плевать – и он скоренько напялил на себя предмет женского гардероба. Лишь бы хоть как-то спастись от нестерпимого холода!
В первые дни захвата Епифани гитлеровцы рассуждали так: «Сталин и Москва – капут. Тулу вот-вот возьмем». А через несколько дней кровопролитных боев «песни» уже были другими. Фюрера начали поругивать, многие стали ворчать: мол, зачем нам воевать в России, хотим домой, в Германию.
– Мать моя вспоминала: «Сижу и думаю: да-а-а, доедете вы теперь до дома». Наши войска давали тут немцам здорово «прикурить», – улыбается наш собеседник. – Часто над Епифанью пролетал один советский самолет, сбрасывал бомбы, немцы в панике падали на землю на улицах – боялись до ужаса! Наши-то пилоты прицельно бомбили, очень много техники поразили. А сбить самолет немцы никак не могли. Местные школьники при налете бегали, ликовали, орали летчикам: «Давайте, давайте, бейте фашистов!» – и даже не соображали, что и в них могут попасть ненароком.

Кто спас спиртзавод?

Бороздила епифанские облака и гитлеровская авиация. Однажды мать Виктора Сергеевича пошла копать мерзлую картошку. А тут вражеская авиамашина показалась. Дала круг и полоснула очередью. Женщина бросилась бежать, спряталась в ближайшем стогу. Немец, однако, не успокоился и, кажется, уже ради спортивного интереса снова открыл огонь по убежищу. Чудом пули прошли мимо…
По словам Мазурина, перед отступлением гитлеровцы решили подорвать местный спиртзавод. Заложили взрывчатку, протянули кабели, крутанули ручку «адской машинки» и – тишина. А уже пора бежать, Красная армия наступала на пятки.
– Я только пару лет назад узнал, кто помог спасти наш спиртзавод от уничтожения, – продолжает собеседник. – Был тут у нас всегда поддатый мужичок, при немцах болтался по цехам – спирт искал. Он потом раскололся: «Рыскаю по заводу, нашел топор, и тут увидел кабели. Взял да перерубил их». Этого героя потом уже наши искали – хотели отблагодарить за спасение предприятия. А мужичонка-то помалкивал: «Не пойду я сознаваться – я ж там в одном цеху канистру со спиртом нашел, домой ее притащил. А как узнают, что это я спас завод, так, чего доброго, еще отнимут весь мой целебный напиток».

Запоздалые взрывы

Запомнилось епифанцам и то, что гитлеровцы оставили после себя массу трофеев: мотоциклы – иные даже в заводской упаковке, оружие, грузовики, сапоги, каски, боеприпасы…
– Взрослые ребята, если бензин находили где-нибудь, сразу заправляли трофейную машину. Ехали эти старшеклассники по округе – с автоматами, с гранатами. Картинка была, сами понимаете, та еще, – хохочет Мазурин. – В хозяйстве после ухода фашистов люди использовали много канистр. Кстати, их все местные почему-то называли «фрицами».
Война еще очень долго напоминала епифанцам о себе. Как-то, уже в 60-е, перестраивали одно из старых зданий и обнаружили в нем замурованную комнату. А в ней – склад боеприпасов. Пока вызывали милицию и саперов, о находке разузнала местная вездесущая молодежь. Мальчишки примчались и моментально растащили снаряды и мины. Потом отчаянные сорвиголовы клали их в костры или с их помощью глушили рыбу в прудах и реках. Так что взрывы в округе гремели еще очень долго. Правда, порой подобные развлечения оборачивались травмами и увечьями. Снаряды шуток не прощали. Даже своим…

Другие новости