Общество

21:00, 29 ноября 2012

Генеральная уборка

Мусором мы называем все негодное, ненужное для жизни. Ежедневно мешками выносим его из квартир. Спецтехника собирает тонны отходов и вывозит их подальше от наших домов. Гигантская свалка на окраине Тулы растет на глазах…
Даже обывателю понятно, что такая, в общем беспорядочная, деятельность наносит городу ощутимый экологический и экономический ущерб.
Простого решения у многоплановой проблемы уборки областного центра быть, конечно, не могло. А потому разработали генеральную схему очистки Тулы.
За составление документа взялись московские специалисты. Первым делом они проанализировали нынешнюю ситуацию в системе обращения городских отходов. Результаты вполне ожидаемо оказались неутешительными.
Сейчас сбором и транспортировкой мусора в Туле на договорной основе занимаются несколько специализированных предприятий, которые обслуживают определенные территории. Согласованности и системности в этой работе не хватает.
В городе 347 контейнерных площадок. Они практически отсутствуют в частном секторе, и отходы вывозятся оттуда в среднем раз в неделю. А крупногабаритный мусор вообще собирается без определенной схемы – по мере накопления.
Проезд спецтехники затрудняют неширокие дороги и припаркованные на обочинах и во дворах автомобили. Работать приходится вручную, что снижает эффективность и повышает себестоимость услуги.
Не облегчают этот труд и предприниматели, которые по закону должны отвечать за прилегающую территорию. По данным на начало нынешнего года, из 40 тысяч хозяйствующих субъектов лишь каждый десятый платит за вывоз мусора. Остальные же, экономя средства, пользуются контейнерами жилого фонда или сами транспортируют отходы «подальше». Результат – стихийные свалки на пустырях, обочинах дорог, в лесополосах.
Впрочем, и с санкционированным вывозом не все гладко. Сегодня 90 процентов ТБО полумиллионного города вывозятся напрямую на полигон и лишь десятая часть предварительно прессуется в брикеты. Немудрено, что ресурс основной площадки на Новомосковском шоссе практически исчерпан, и специалисты который год бьют по этому поводу тревогу.
Еще больший масштаб проблема обретает зимой, когда ко всем трудностям с вывозом и хранением отходов прибавляется необходимость чистить и складировать снег, а это в среднем более 2000 кубометров за сезон.
А ведь есть еще опасный мусор, как, например, лампы, содержащие ртуть.
Генеральная схема призвана не просто улучшить ситуацию, а в корне изменить подход к решению «мусорной» проблемы в городе.
– Администрация Тулы впервые представила подобный документ на суд городской думы, – отметил депутат, директор МКП «Спецавтохозяйство» Александр Прокопук. – Он предполагает системный подход и очерчивает перспективу отрасли обращения с твердыми бытовыми отходами. Здесь и модернизация парка спецтехники, и новая логистика, и строительство мусороперерабатывающего предприятия, и совершенствование снегоочистительной базы.
Схема рассчитана на по­этапную реализацию в течение десяти лет, начиная с будущего года. Поскольку темп развития технической базы системы обращения с коммунальными отходами в областном центре отстает от реальных потребностей, то его ускорение наряду с реализацией проектов по переработке мусора станет на этот период приоритетным направлением.
Для достижения цели составители документа предлагают, в частности, расширить парк специализированных контейнеров для сбора отходов, в том числе опасных – биологических, ртутьсодержащих, медицинских. Довольно скоро привычные глазу, но отнюдь не эстетичные железные баки могут сменить пластиковые и оцинкованные евроконтейнеры. А в сорока дворах есть возможность и вовсе убрать мусоросборники с глаз долой – под землю.
Такая система была разработана 20 лет назад в Финляндии и сейчас широко распространена в Европе, применяется и в российских городах. Подземный контейнер представляет собой своего рода колодец, где находится полипропиленовый мешок многоразового пользования. Крышка не позволяет мусору разлетаться, а конструкция замедляет процесс гниения и распространение неприятного запаха.
А вот раздельный сбор мусора в Туле, по мнению экспертов, вряд ли себя оправдает. Впрочем, они рекомендовали опробовать его в действии в одном из районов, чтобы понять, насколько целесообразно повсеместное внедрение.
Однако, какие бы контейнеры ни стояли на площадках, главное – их своевременная уборка и вывоз отходов. И тут без пополнения спецавтопарка не обойтись. Исходя из ежегодного роста количества отходов к 2022 году он должен быть увеличен примерно в полтора раза.
Но куда новые и довольно вместительные машины повезут свой груз?
Составители генеральной схемы полагают, что наиболее перспективным решением проблемы обезвреживания отходов можно считать строительство многофункционального предприятия с автоматизированными линиями сортировки и переработки вторсырья в товарную продукцию. На нем также необходимо предусмотреть участок по обезвреживанию опасных веществ.
При реализации этого проекта доля ТБО, подлежащих захоронению на полигоне, к 2017 году должна сократиться на 40 процентов.
В общем, совсем уйти от складирования если и удастся, то очень не скоро. А это означает, что нужна новая площадка. Ее оборудование также предусмотрено документом.
Предполагается вновь вернуться к сбору вторсырья. Еще два-три десятка лет назад пункты приема макулатуры, стеклотары или металлолома были привычным явлением. Сейчас практически никто не собирает дома газеты и бутылки, чтобы сдать их. Да и сдавать-то практически некуда. А ведь в этой системе было рациональное и даже экономически выгодное зерно. Составители схемы предлагают создать систему стационарных и мобильных пунктов. Правда, на них придется потратиться. Скажем, один постоянный пункт обойдется более чем в миллион рублей. Как быстро они окупятся, будет зависеть в том числе и от активности населения.
Одним словом, весьма детально проработанный проект при реализации позволит городу стать чистым и ухоженным. К тому же внедрение схемы даст еще и новые рабочие места, и доход в местный бюджет.
Впрочем, генеральная схема еще нуждается в доработке. Такое мнение высказал на заседании городской думы Александр Прокопук. Он предложил создать рабочую группу для его корректировки. Депутаты коллегу единодушно поддержали: оставшегося до конца года времени хватит на уточнение всех деталей.
Добавить, пожалуй, остается лишь одно: даже самая продуманная и во всех отношениях безупречная схема не спасет туляков от свалок, если они не помогут себе сами. Если не отучатся бросать под ноги окурки и жвачку, не привыкнут доносить мусорный мешок до контейнера, а строительный мусор – до площадки вывоза, не перестанут выбрасывать отходы и порой внушительных размеров хлам прямо из окон квартир на улицу…
Елена АЛЕКСЕЕВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий