Общество

09:59, 06 декабря 2018

Герой под номером один

 Андрей ЖИЗЛОВ

На Тульской земле появилось на свет немало людей, которые за свои военные подвиги были удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России. Но имя первого туляка, награжденного «Золотой Звездой», помнят немногие.

5 августа 1912 года в обыкновенной крестьянской семье Юдиных в деревне Булычи, которая сейчас находится в Чернском районе, родился сын Михаил. Казалось, ему и на роду было написано тоже работать на земле: имея три класса образования, он окончил в Липицах курсы трактористов и трудился в колхозе. Но совсем скоро Михаилу пришлось сменить трактор на танк: в 1934 году Юдина призвали в Красную армию, а в конце 1936-го он отправился добровольцем в Испанию.
В июле там вспыхнула гражданская война. За пять лет до этого, в 1931 году, в Испании пала монархия, к власти пришли социалисты, которые провозгласили страну демократической республикой трудящихся. Жители получили права на труд, здравоохранение, политическую деятельность, каких они не имели при королях. Однако, несмотря на предоставленные свободы, новые испанские руководители не сумели удержать всю полноту власти в своих руках: одна за другой следовали попытки переворотов, проснулись радикальные политики, грезили реваншем аристократы, потерявшие привилегии при социалистах. В феврале 1936 года на парламентских выборах победил Народный фронт, объединивший левых. Однако это только усилило остроту политического кризиса. В июле военные, стремясь взять власть и избавить Испанию от коммунистического поворота, подняли мятеж. Страна разделилась: одну часть контролировала левая Испанская республика, другую – мятежники-националисты, одним из руководителей которых был генерал Франко. Его поддерживали Гитлер и Муссолини, а республиканцы заручились помощью Советского Союза, направившего своих военных специалистов и добровольцев. Среди них оказался и Михаил Юдин.
Чернский тракторист был вторым человеком в экипаже танка Т-26 – командиром башни. Особо он отличился в битве при реке Харама в феврале 1937-го. Отбивая атаки франкистов на Мадрид, Юдин уничтожил два их танка, а также несколько противотанковых орудий и пулеметных точек.
Та битва, несмотря на десятки тысяч погибших с обеих сторон, так и не привела никого к победе. Война продолжалась, и 16 марта 1937 года танк Юдина принял очередной бой. Пойдя в атаку, Т-26 ворвался в расположение сил националистов. Танк расстрелял несколько пулеметных точек, но был подбит. Погиб командир, советский лейтенант, был тяжело ранен механик-водитель, француз. Рискуя жизнью, Юдин сумел завести двигатель и увел танк с поля боя. Но на нейтральной полосе тот снова заглох, и тогда Михаил, покинув машину, под обстрелом сначала вынес в расположение республиканцев раненого француза, а затем и тело командира.
Кстати, 24-летний танкист в Испании не только сражался сам, но и был инструктором – обучал республиканцев тонкостям войны в условиях жары и сложного рельефа. На родину Юдин вернулся в августе 1937-го, но еще за месяц с лишним до этого, 27 июня, за мужество и героизм при выполнении интерна­цио­наль­ного долга он был удостоен звания Героя Советского Союза и ордена Ленина. Медаль «Золотая Звезда», которая позже неизменно прилагалась к этому званию, была учреждена только в 1939-м, так что эту награду Юдин получил позже. В 1938 году его избрали в первый созыв Верховного Совета РСФСР.
Конец тридцатых – время, когда дыхание большой войны с каждым месяцем становилось все ощутимее. После Испании наш земляк продолжал военную службу, окончил курсы усовершенствования командного состава, а уже в 1941-м – Военную академию механизации и моторизации РККА в Москве.
В Великую Отечественную майор Михаил Юдин вступил уже в качестве командира. Сначала руководил танковой ротой, которая участвовала в битве за Москву. В одном из боев Юдин был ранен и отправлен на лечение в Тулу – поправить здоровье Михаилу помогали не только медики, но и его сестра, которая жила тут. После этого молодого командира отправили в Подмосковье, где он возглавил формирующуюся 63-ю танковую бригаду, а затем – в Поволжье, получать танки Т-34. Юдин добирался туда через Горький, где успел повидаться с женой и дочерью. Как оказалось – в последний раз.
В феврале 1942 года 63-я танковая бригада, в состав которой входил батальон Юдина, отправилась в Ростовскую область, на Южный фронт, который вот-вот должен был перейти в наступление на Таганрог. Это позже, когда подсчитают многотысячные потери, Покровско-Таганрогскую операцию назовут неподготовленной. А что было тогда? Только приказ – в атаку…
Первый удар по немцам нанесли 8 марта. Бои шли кровавые, ожесточенные, враг вел массированный огонь. 12 марта батальон Юдина должен был переправиться через реку Миус и закрепиться на противоположном берегу. Но сделать это не удалось: под артиллерийской канонадой лишь танк самого Юдина успел прорваться к селу Покровское – остальные были подбиты. Ожидая поддержки, Т-34 уничтожил немецкие боеприпасы и попытался раздавить зенитное орудие, которое расстреливало советские танки, но повредил гусеницу и застрял. Машина оказалась одна в окружении – тем не менее продолжала стрелять. Когда боеприпасы закончились, немцы и полицаи предложили экипажу сдаться. Услышав отказ, они принесли к танку взрывчатку и повторили предложение, но в ответ услышали только пение: «Вставай, проклятьем заклейменный!» И раздался взрыв…
На Ростовской земле, в селе Покровское Неклиновского района, в братской могиле вместе с боевыми товарищами похоронен Михаил Юдин, сын чернского крестьянина, первый туляк – Герой Советского Союза. Отбить Таганрог удалось только через полтора года, но кто скажет, что самоотверженный прорыв его танка не стал первым шагом к освобождению?
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему