Общество

14:12, 27 июня 2018

Гигабайты медицинского значения

 Людмила ИВАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА, Сергей КИРЕЕВ

Межрегиональный пресс-тур представителей ведущих СМИ России на тему «Информационные технологии в системе здравоохранения Тульской области» собрал около 40 журналистов из городов Центрального и Северо-Западного федеральных округов, а также Сибири и Поволжья.

Минус траты и километры
Первым делом местная пресса и многочисленные гости побывали в фельдшерско-акушерском пункте села Частое, где увидели в действии областную информационную систему здравоохранения, к которой сегодня подключены 8904 автоматизированных рабочих места, при этом 348 – это фельдшерско-акушерские пункты на селе.
Что же дают цифровые технологии тульской глубинке?
Раньше сельский житель должен был преодолеть целый ряд препятствий, чтобы, к примеру, записаться на анализы: доехать до поликлиники, отсидеть очередь, получить направление в лабораторию, вернуться обратно, в назначенный срок сдать кровь или мазки. А благодаря современным коммуникациям работник ФАПа может самостоятельно записать больного на прием к врачу или на исследование, а позже просмотреть результаты лабораторных и инструментальных анализов. Кроме того, единое цифровое пространство дает возможность иметь под рукой историю болезни своего пациента, в том числе медицинскую документацию, оформленную в любом медучреждении, самостоятельно составлять протоколы осмотра. А еще сельские медики теперь могут сделать ЭКГ и сразу отправить результаты кардиологу. Это помогает быстро оценить состояние больного и в экстренных случаях подготовить врачей лечебного учреждения к приему пациента.
Конечно, как и любая «новорожденная» система, и цифровая дает сбои. Однако, по словам министра здравоохранения Тульской области Андрея Третьякова, все неполадки устраняются в штатном режиме и специалистов для этого вполне хватает.

Wi-Fi в помощь роженицам
Следующим пунктом в путеводителе журналистов стала Детская инфекционная больница №2, где произошло знакомство с результатами реализации проекта «Бережливая поликлиника». Новые технологии, применяемые здесь, помогают повысить доступность и качество медицинской помощи за счет совершенствования логистики процессов.
При обращении непосредственно в регистратуру поликлиники можно записаться на прием к врачу через электронные терминалы-инфоматы, расположенные в фойе. Сделать это стало возможно и через специальный колл-центр с единым многоканальным телефоном, а также через сайт «Доктор-71» – в последнее время его популярность значительно возросла хотя бы потому, что если раньше, чтобы записаться к специалисту, нужно было сделать шесть-восемь кликов, то теперь только два. Все это помогает пациентам сберечь свое время. Если же появится небольшая очередь, малыши ее скоротают за просмотром мульт­фильмов на экране в детском уголке благодаря IP-телевидению.
Кстати, в Тульском перинатальном центре пошли еще дальше. Здесь телекоммуникации наполнили здание 15 точками Wi-Fi, которыми могут воспользоваться все пациентки и посетители. Кроме того, лечебные учреждения области теперь оснащены современными системами видеонаблюдения, что помогает обеспечивать безопасность медиков и посетителей.

Обойдемся без пасьянса
Еще одной точкой притяжения журналистов стал Центр медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи. Сегодня здесь в режиме тестирования работает Единый диспетчерский центр. Он позволяет управлять службой скорой помощи, определять ближайшую к месту вызова бригаду врачей, загружать данные пациентов, в том числе и амбулаторные карты, что имеет для медиков огромное значение, ведь здесь и перенесенные заболевания, и противопоказания, и домашний адрес. С помощью электронного планшета, который есть у каждой бригады врачей, можно прямо в дороге заглянуть в медицинскую карточку больного, сделать предположения о причинах его жалоб.
Кстати, опираясь на данные современной техники, будут вести и контроль над работой медиков: на экране компьютера теперь отображается и время прибытия скорой помощи, и результаты осмотра пациента, и назначения, сделанные специалистом. Уже появились первые результаты такого мониторинга: скорые стали доезжать по вызову в среднем в два раза быстрее, чем раньше.
– Представить нашу работу без информационной системы уже невозможно, – отметил министр здравоохранения Тульской области Андрей Третьяков.
Потребность «прошить» наш регион телемедициной возникла далеко не вчера. Современная и качественная цифровая инфраструктура уже давно применяется в Москве и Санкт-Петербурге, помогая ставить диагнозы и лечить пациентов значительно быстрее и качественнее, чем в начале века. По отзывам врачей и медсестер, у них сократилось время на бумажную работу, увеличилось – на диагностику и лечение, появился доступ к полной истории болезни пациента, а еще – возможность консультироваться с коллегами.
Ну а кроме решения исключительно медицинских задач, применение информационных технологий позволяет оптимизировать управление больницами и поликлиниками, дает возможность дистанционного обучения врачей.
И все же, по словам Третьякова, на первых порах в Тульской области пришлось столкнуться с некоторым неприятием новой системы. Большей частью оно исходило от медиков в почтенном возрасте. Однако в целом профессиональное сообщество оказалось готовым к переменам, которые могли улучшить ситуацию в отрасли. Системное обучение прошли больше 14 тысяч человек. И уже сегодня каждый медик может подтвердить, что цифровые технологии эффективно работают.

В сетях волоконной оптики
Развитие информационной инфраструктуры – один из пяти ключевых векторов реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Глава государства Владимир Путин, говоря о развитии городов и поселков и росте деловой активности, не раз подчеркивал острую необходимость обеспечения так называемой «связанности» страны с помощью быстрого и повсеместного доступа в Интернет. Для этого к большинству населенных пунктов следует подвести современные волоконно-оптические линии связи.
По словам министра по информатизации, связи и вопросам открытого управления Тульской области Ярослава Ракова, который также общался с участниками пресс-тура, в нашем регионе в результате реализации программ строительства сети связи протяженность волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) с 2013 года выросла почти в 2,5 раза – с 4978 километров почти до 12 тысяч. При этом специально для лечебно-профилактических учреждений было проложено более 250 километров оптики и более 260 километров для ФАПов. В настоящее время по ВОЛС подключено более 600 медицинских объектов.
– Таким образом, сегодня все учреждения здравоохранения Тульской области окутаны сетями связи и объединены в одно цифровое пространство, – уточнил директор тульского филиала ПАО «Ростелеком» Андрей Карташов. – Кстати, по плану работы должны были завершиться в 2024 году, но с поставленной задачей справились гораздо быстрее.
В конечном итоге повсеместное применение цифровой медицины должно повысить качество обслуживания пациентов, положительно сказаться на показателях успешного лечения и продолжительности жизни больных. А тульский опыт может стать отправной точкой для внедрения информационных технологий в системы здравоохранения других регионов.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий