Общество

09:00, 14 февраля 2014

Горам виднее

 Людмила ИВАНОВА 
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Военную форму Аркадий Смирнов надевает нечасто. Он давно уже работает на «гражданке», и должность у него почти мирная – заместитель главного врача детского санатория «Иншинка» по мобилизационной работе и обороне. Но офицерскую выправку под пиджаком не спрячешь. Да и мальчишки и девчонки, приезжающие поправить здоровье в Ленинский район, завидев Смирнова, передают по цепочке: «Аркадий Яковлевич – десантник и настоящий сапер. И на войне был. И мины обезвреживал. С собакой!» 

Мы всюду там, где трудно

Детская осведомленность о боевом прошлом Смирнова вполне объяснима. Кто еще тут приходит к ребятам с рассказом о защитниках Отечества, о боевом братстве, о надежной армейской технике и об интернациональном долге, который наши воины выполняли в Афганистане.
– Я попал в ДРА в 1986 году, – говорит Аркадий Яковлевич. – Вышел из самолета, а на аэродроме стоит АН-22. Рампа открыта, на борту – УАЗ. Солдатик подбегает: «Майор Смирнов здесь? Вас начальник штаба вызывает!». Так я и угодил сразу на боевые действия. Инструктаж был совсем коротким: «Свое дело знаешь, а что здесь творится – увидишь».
…Прилетели в обозначенный район между Газли и Гардезом, там подорвались двое солдат. Чтобы лучше просматривалась местность, они на боевой машине пехоты забрались на высотку. Надо дальше ехать, а БМП заглохла – аккумулятор сел. Ребята решили завести двигатель от системы воздушного запуска. Один пошел за баллоном, и, когда возвращался обратно, рванула мина. На его вес, она, видно, не среагировала, а когда шел с грузом – сработала. Второй боец кинулся ему на помощь, взвалил на плечи, потащил к БМП и по той же причине тоже подорвался. Как потом выяснилось, на высотке когда-то застава была, а потом все вокруг минами напичкали. Как бойцы наверх забрались – вообще непонятно. Но ведь надо еще и спуститься! Я ребят вниз вывел, баллон поставил, БМП завел и по старой колее съехал.
…Работа у саперов не заканчивалась ни днем, ни ночью. 
– Возвращались как-то из Кандагара. Недоезжая Газли – сильное сужение дороги. С одной стороны гора, с другой – обрыв и речка. В таких местах засады сидели чаще всего. На этот раз тоже без нее не обошлось. Попали под сильный обстрел. Когда бой закончился, оказалось, что душманы подбили танк. С тяжелой машины сползла гусеница, и командир оставил солдата… караулить машину, – вспоминает Смирнов и не может понять, зачем это было сделано. 
А тогда, увидев брошенного бойца, под свою ответственность посадил его в БТР и привез в расположение части. Парень потом собрал все слова благодарности, чтобы высказать их саперам, которые спасли его от верной смерти. 
В другой раз БТР Аркадия Яковлевича помог добраться до КПП целому экипажу. Подорвалась на горном перевале боевая машина пехоты. Солдат саперы вытащили и заодно сняли с дороги еще две противотанковые мины, подцепили израненную машину к своему бронетранспортеру и километров двадцать тащили до командного пункта. 
Впрочем, военные давно привыкли, что Аркадий Яковлевич и его подчиненные всегда оказывались там, где трудно. Да и должность его к тому обязывала.
В Афганистане Смирнов был старшим помощником начальника инженерной службы десантной дивизии. Проверял дороги, места расположения частей, устраивал командно-наблюдательные пункты, устанавливал мины на возможных направлениях подхода душманов. Ну и конечно, вел разминирование.
Однажды десантники вышли на боевое задание. По приказу командования должны были остановиться в одном районе, но, памятуя о предателях, которые нередко владели информацией о движении солдат, расположились в другом. И правильно сделали. На следующий день с «пункта назначения», с пятачка 500 на 500 метров, саперы извлекли больше сотни противотанковых и противопехотных мин.

Ласковая… схватка со смертью

Все знают, сколько раз может ошибиться сапер. За два с половиной года службы Смирнов не ошибся ни разу. Но подрывался дважды. 
К счастью, в обоих случаях Аркадий Яковлевич и его подчиненные ехали на бронированной машине разминирования. Для кого БМР – название диковинное, стоит уточнить, что конструкция состоит из двух рам, закрепленных на бронемашине; к ним подвешено несколько тяжелых прочных стальных колес, которые катятся впереди и, наезжая на мину, заставляют ее взорваться.
Конечно, на пересеченной местности БМР не применялась. А ведь душманы минировали не только дороги, но и автомобили, пещеры, тропы, ишаков, разгуливающих по обочинам, подвешивали мины на деревья. Но на помощь бойцам приходили щупы и металлоискатели, а взрывчатку чувствовали специально обученные собаки. 
– Последним тоже здорово доставалось: они выбивались из сил, теряли обоняние, сдирали лапы в кровь, – вспоминает Смирнов. - Но скольким ребятам жизни спасли!
Заподозрить и обнаружить неладное саперам помогали еще опыт, внимание и интуиция. А на последнем этапе в схватку со смертью вступали пальцы.
– Они у сапера всегда должны быть чуткими и цепкими, как у хирурга или музыканта. А наши руки – сплошь в синяках и ссадинах, с истертыми ногтями, потому что местный грунт не то что малой саперной лопате — кирке с трудом поддавался. И при этом мину или фугас надо было извлекать обходительно – ласково и трепетно...

Возвращение на Родину

Смирнов вернулся в Советский Союз с двумя контузиями, двумя орденами Красной Звезды и афганским орденом «Звезда» 2-й степени.
– Вывод войск начался весной 1988-го, а закончился через полгода, 15 февраля. Я с сослуживцами выходил 14-го, вечером, – рассказывает Аркадий Яковлевич. – Афганцы нас провожали со слезами. Женщины плакали, мужчины жали руки. Люди, оставшиеся в горной стране, прекрасно понимали, что строить им школы, электростанции, лечить их современными лекарствами теперь будет некому. Да и защищаться от врагов молодой республике придется только собственными руками. 
Уходя на Родину, саперы уничтожили все оставшиеся боеприпасы и взрывчатку. Противотанковые и противопехотные мины, тротил, пластит, средства взрывания собрали в одном месте. Получилось тонн семь. Такой вот прощальный фейерверк. 
А по нашу сторону Амударьи, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном, колонну в тот вечер встречала одна-единственная женщина. Она узнала, что в этот день в Союз возвращается и ее сын, и ждала его с самого утра…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему