Общество

12:25, 07 апреля 2017

Горизонты поля Куликова

 Марина ПАНФИЛОВА

На недавно состоявшемся в Государственном музее-заповеднике «Куликово поле» ученом совете обсуждалась новая технология. Ее суть в том, что во время раскопок в весенний период при работе с детекторами металла, когда почва влажная, сигнал от приборов проходит лучше и уходит на большую глубину.

Это подсказало археологам, что стоит вернуться даже на хорошо отработанные участки – работы там, как оказалось, поле непаханое.
– С одной стороны, мы гордились теми результатами, которые есть, – сказал директор «Куликова поля» Владимир Гриценко. – Но теперь понимаем, что прежняя методика нуждается в корректировке, и обсуждение новых методов исследований – главная тема сегодняшнего заседания. К сожалению, мирового опыта в этом направлении не существует, и сотрудникам музея приходится быть первооткрывателями: именно здесь впервые апробировались и использовались все новые технологии…
Но методика, которая была выработана на Куликовом поле и применялась в раскопках на других полях сражения нашей страны, нуждается в корректировке.
В этом году сотрудники «Куликова поля» планируют модернизировать изыскательские методики. Новый способ, разработанный учеными Института археологии РАН Михаилом Гоняным и Олегом Двуреченским, был опробован на четырех российских ратных полях – Куликовом, Бородинском, Тарутинском и на месте битвы при Молоди.
Считалось, что после события, длившегося несколько часов, все предметы должны оказаться на поверхности. И детектор металлов, «видящий» все на глубине до 30 сантиметров, должен был выявить их. Но эти территории давно заселены и неоднократно перепахивались.
В соответствии с новым методом площадь исследуемого участка изучается с привлечением металлодетекторов разной мощности. Сначала собирается мусор, который остается от сельскохозяйственной техники, когда та ломается, – гайки, гвозди, мелкие детали, проволока, порой находят и пивные пробки.
Они «фонят», не давая приборам уловить более слабые сигналы от действительно древних, проржавевших вещей.
И когда находки, относящиеся к сегодняшнему дню, вынимаются, в весенне-осенний период, при влажной почве, приборы «пробивают» большую глубину, и это дает хороший результат.
В качестве эксперимента на одном уже изученном ранее участке заложили небольшой поисковый раскоп, и было организовано сканирование, подтвердившее, что слой, находящийся вне доступа работы приборов, тоже не лишен находок. Были обнаружены различные предметы, в частности – ордынская монета, относящаяся к эпохе Куликовской битвы.
И их попадание на такую глубину связано не с сельскохозяйственной распашкой поля, а с фактом более банальным и при этом достаточно существенным, судя по количеству находок: с деятельностью кротов, мышей и прочих «подземных жителей». То есть, копая свои норы, они тем самым передвигали артефакты, загоняя их все глубже и глубже. А поскольку землеройки усердно трудились больше шести веков, то свои коррективы в археологию им удалось внести.
– Металл имеет свойство «ходить» в пластах земли: чем он древнее, тем глубже опускается в силу разных причин: тут и мыши, и паводки, – сказал присутствующий на совете научный сотрудник Института археологии РАН Олег Двуреченский, который уже 12 лет участвует в раскопках на поле Куликовом. – Вещи, которые опускаются вниз, даже продавленные сельскохозяйственной техникой, во многом характеризуют ситуацию в момент сражения: ведь артефакты там не перемешаны…
Когда был применен новый, планшетный способ, ученые смогли узнать о памятниках археологии значительно больше – по скоплениям, по составу, по характеру, по залеганию и функциональному назначению еще до раскопов стали понимать, что их ждет под землей. Так вскрывали кузни, ювелирные мастерские. И появилась возможность минимизировать раскопочные работы, точно обозначая тот участок, что наиболее интересен.
Только последние исследования выявили шесть скоплений на месте Донского побоища. Причем одной из самых интересных оказалась не территория, где проходил бой, а зона отступления ордынской армии. Вдоль полосы побега неприятеля пошли самые массовые находки, которые вытянуты полосой – от эпицентра сражения и на километры. Наиболее яркие находки: замок сумки, рядом – монета, неподалеку – две пряжки, панцирная пластина, четыре наконечника стрел. Это уже является картинкой, способной рассказать многое: здесь был либо убит, либо ранен ордынец.
На сегодняшний день найдено около 150 артефактов, «привязанных» к месту: фрагменты сабель, боевых топоров, панцирных пластин, обрывки кольчуг, четыре десятка наконечников стрел. Надо учитывать, что металлические вещи после сражения люди подбирали, поскольку металл всегда дорого стоил. И примету, что найти подкову – к удаче, надо правильно понимать: найти металлическое изделие, высоко ценившееся, которое можно пустить в ход, переплавить, значило найти банальные деньги.
В поисковом сезоне 2017 года ученые обозначили себе задачу: прочесать те участки, на которых обнаружены скопления.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему