Общество

20:13, 25 февраля 2014

Город без барьеров

 Мария УСТИНОВА
 Андрей ЛЫЖЕНКОВ

Понятие «Доступная среда» знакомо даже тем тулякам, которые не жалуются на здоровье, а потому с трудом представляют, что городские реалии могут препятствовать полноценной жизни. В регионе успешно реализуется  федеральная программа с таким названием. Ее конечная цель – сделать так, чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья не встречали в повседневной жизни барьеров, которые мешают пойти по делам или узнать что-то важное.
Полтора года назад, когда  советник губернатора по программе «Доступная среда» Виктор Иванов заступал в должность, о программе велись лишь разговоры. Она начала действовать в 2013 году – совсем недавно, однако областной центр уже заметно поменялся, инфраструктура стала «дружелюбнее» к людям с ограниченными возможностями. Почти половину тульских зданий, где располагаются учреждения социального обслуживания, оборудовали пандусами, по улицам начали курсировать низкопольные трамваи и троллейбусы. А в июне прошлого года заработала служба социального такси – четыре специализированных автомобиля, которые за скромную плату доставят инвалида на лечение или по делам. До недавнего времени в городе оружейников была всего одна машина социального такси, развозившая людей со сложными диагнозами, и заказы были расписаны на два месяца вперед.
Параллельно претворяется в жизнь еще одно важное начинание, без которого дальнейшая адаптация городской инфраструктуры, пожалуй, будет невозможна – паспортизация объектов социальной сферы. Результатом ее станет четкое понимание, где и что стоит доработать в первую очередь. При этом надо помнить, что барьер, который инвалид может встретить на своем пути, совсем необязательно должен быть чем-то явным, вроде высокого порога или ямы на дороге. Ведь человек с ограниченными возможностями – это не только «опорник» на кресле-каталке, но и инвалид по зрению и слуху. Преграда вполне может быть информационной, как, например, вывеска, не продублированная шрифтом Брайля.
Поэтому претворение в жизнь программы «Доступная среда» предполагает создание и безбарьерного информационного пространства.
Впереди еще немалый объем работ, который в итоге сделает город оружейников средой, действительно доступной для людей с ограниченными возможностями. Низкопольного транспорта и светофоров со звуковыми сигналами станет больше, увеличится и автопарк социального такси. Продолжится установка пандусов и поручней на входе в различные строения, в зданиях социальной защиты  важную информацию продублируют тактильным шрифтом, а в бассейнах установят специальные подъемники, чтобы горожанам, которых принято называть «маломобильными», спускаться в воду было так же просто, как здоровым купальщикам.
Однако, как отмечает Виктор Иванов, сейчас главное – не допустить в реализации программы «крена», когда адаптированность городских социально значимых объектов возрастает, но людям с ограниченными возможностями по-прежнему сложно попасть в них – сказывается «недружелюбность» домов, где обитают сами инвалиды: высокий этаж, крутые лестницы,  нет пандуса с крыльца.
– Оборудовать пандусами и подъемниками здания соцзащиты оказалось проще, чем сделать «безбарь­ерной»  входную группу обычного многоквартирного дома, – констатирует Иванов. – У этой проблемы нет единого эффективного решения. Оборудовать подъемным механизмом для коляски лестницу запрещают пожарные: в случае какой-то экстремальной ситуации это помешает людям эвакуироваться. К тому же старые дома конструктивно не располагают к такой модернизации – лестница узкая, а какой-то подвесной механизм вроде канатной дороги может не выдержать потолок. Наверное, самым оптимальным вариантом стало бы переселение колясочников на первые этажи. Все новостройки сейчас возводятся уже с учетом потребностей инвалидов, даже доделывать ничего не нужно. Стоит начать формировать специальный жилищный фонд. Причем, как вариант, можно сдавать в него ту квартиру, где сейчас живет инвалид, а взамен приобретать для него уже адаптированную...
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий