Общество

09:00, 24 июля 2015

Город чувствует себя уверенно

 Алексей ШЕРШНЕВ
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Итоги первых месяцев показывают, что областная столица весьма достойно выглядит на фоне других городов Центрального федерального округа. Особенно, учитывая, что в стране кризис еще не закончился и, как говорят эксперты, только подошел к своему дну. По словам первого заместителя главы администрации Тулы Ильи Беспалова, удалось не только по многим показателям выйти на уровень прошлого года, но и занять лидирующие позиции.

– Илья Ильич, если говорить в целом о социально-экономическом развитии Тулы, то по каким критериям оно оценивается?
– Например, на федеральном уровне составляется так называемый бюджетный рейтинг городов ЦФО (не входит Москва и Московская область). Он включает в себя показатели обеспеченности бюджетом в расчете на душу населения, отношение муниципального долга к утвержденному плану, налоговые и неналоговые поступления, финансовую экономию и ряд других. Так вот по итогам первого квартала мы устойчиво занимаем в нем первое место.
Что касается социально-экономического развития Тулы как административного центра региона, то мы поделили второе место с Калугой, уступив лидерство Липецку. В мониторинг было включено более 30 показателей по восьми направлениям – это производство, строительство, инвестиции, потребительский рынок, финансовые показатели деятельности организаций, труд и заработная плата, демография.
– В каких из них у нас наибольшие успехи?
– Тула заняла первое место по темпу роста зарплат – несмотря на кризис, он достаточно высок – 111 процентов. Также хорошие результаты по темпам роста инвестиций – 145 процентов, по доле прибыльности предприятий – 75 процентов от их общего числа. Индекс промышленного производства у нас один из самых высоких в ЦФО – за первый квартал 105,3 процента, – мы заняли по нему второе место, уступив Воронежу. Третье место нам обеспечили среднедушевые показатели объемов и темпов роста отгруженной продукции обрабатывающих производств.
По темпу роста ввода жилья мы с последнего места по итогам 2014 года поднялись в первом квартале 2015-го на четвертое. Неплохая позиция у нас и по темпу роста средней численности работников предприятий. Вопреки сложностям в экономике он в Туле не уменьшился, а, наоборот, вырос до 100,5 процента.
В целом социально-экономи­ческие показатели в Туле остаются на достаточно высоком уровне. Прежде всего благодаря нашей промышленности – оборонной отрасли,  металлургии, машиностроению. Они дают возможность нам чувствовать себя в относительно спокойной ситуации.
– Если говорить о бюджете города, то насколько он получается антикризисным в этом году?
– Доходы запланированы в объеме 11 миллиардов 100 миллионов рублей, расходы – 11 миллиардов 800 миллионов. Определенный дефицит заложен изначально, но бюджет был и остается социально направленным – 60 процентов казны тратится на содержание школ, детских садов, учреждений культуры, спорта, молодежную политику, строительство социальных объектов. При этом надо отметить, что Тула полностью выполняет Указ Президента РФ о повышении средней заработной платы работников социальной сферы.
– За счет чего растут доходы бюджета?
– Главным источником поступлений средств в муниципалитет являются налоги на доходы физических лиц и землю. В целом поступления сборов к уровню прошлого года выросли на 6,6 процента, но плановые темпы роста, заложенные в расчет бюджета, составляли 11 процентов.
– То есть некоторые ожидания все-таки не оправдываются?
– Разумеется, от последствий потрясений в экономике мы не можем застраховаться полностью. Например, поступления НДФЛ планировалось на уровне 11,9 процента, а по факту мы имеем 8,7 процента. Если в абсолютных числах, то только по этому виду налога мы недобрали 50 миллионов руб­лей. Некоторое падение есть по налогу на землю. Но, с другой стороны, есть превышение плановых поступлений по налогам от малого и среднего бизнеса.
В целом по итогам шести месяцев бюджет недополучил 117 миллионов рублей. При этом по отношению к прошлому году у нас 150 миллионов, как говорится, идет плюсом.
– Современное состояние экономики диктует свои условия и, надо полагать, в части бюджетных трат?
– Естественно, и, понимая это, мы реализуем в Туле программу оптимизации расходов. Например, в апреле при уточнении параметров бюджета мы снизили их почти на 500 миллионов рублей. Этот процесс продолжается и сейчас. Отказываемся от непервостепенных трат, более жестко подходим к ценообразованию при формировании муниципальных контрактов, выбираем поставщиков, предлагающих более выгодные для нас условия.
В итоге за шесть месяцев выполнение расходов от годового плана составило 50 процентов, то есть мы не допустили превышения и при этом исполнили свои обязательства по платежам.
– Оптимизация, насколько известно, коснулась и муниципальных предприятий…
– Мы за этот год преобразовали значительную часть МУПов. Так, «Декоративные культуры» ликвидировали путем присоединения его к «Горсвету». Упразднили «Тулапромконтракт», погасив все его долги. Аналогичная процедура проведена в отношении совершенно нерентабельного «Косогорского ЖКХ». К завершающей стадии подходит акционирование «Спецавтохозяйства». На последнем заседании городской Думы принято решение о приватизации «Комбината спецобслуживания», он будет работать в формате общества с ограниченной ответственностью, при этом муниципалитет останется его стопроцентным владельцем.
– Что это дало городу?
– Дело в том, что муниципалитет несет субсидиарную ответственность, если, скажем, предприятие не может погасить свой долг – бюджет обязан платить по его обязательствам. Эти риски мы сократили и, разумеется, после всех преобразований продолжаем отслеживать, чтобы организации не работали с убытком.
– Туляки уже наслышаны, что большая работа ведется в МКП «Тулгорэлектротранс» в связи с его долгами, нерентабельностью… Какова судьба предприятия?
– Приватизировать его, скорее всего, мы не будем. Во-первых, потому, что предприятие социально важное. А во-вторых, если быть объективным, то оно мало привлекательно для инвесторов в связи с высокой затратностью.
Ведь надо учитывать, что тарифы на перевозку пассажиров экономически гораздо ниже, чем себестоимость поездки. Допустим, сейчас проезд стоит 15–20 рублей, тогда как реальная его стоимость – примерно 28–29 рублей. А разницу приходится доплачивать из городского бюджета. В год субсидия доходит до 600 миллионов рублей.
По итогам 2014 года «Тулгор­электротранс» находился в очень сложном экономическом положении. Был зафиксирован убыток в 280 миллионов рублей. Он был обусловлен в том числе и снижением доходности. Сказываются и большая конкуренция со стороны частных перевозчиков, и расходы предприятия. Они достаточно велики – порядка 1 миллиарда 400 миллионов, и не все они рациональны.
Поэтому сейчас муниципалитет реализует программу реструктуризации этого предприятия. На повестке дня стоит вопрос о сокращении и списании техники, которая не задействована в перевозках, оптимизации маршрутной сети, чтобы, как говорится, возить людей, а не воздух.
– Какой эффект ожидается от предпринимаемых мер?
– В этом году мы наметили сократить расходы предприятия на 180 миллионов рублей. Но при этом необходимость выделения субсидий остается. Если на первое полугодие мы заложили в бюджет на эти цели около 350 миллионов, то, чтобы обеспечить оплату текущих расходов «Тулгорэлектротранса» и погасить долги прошлых лет, нужно будет изыскать каким-то образом еще порядка 280 миллионов.
Доходы бюджета, как я уже сказал, хотя и растут, но не теми темпами, как этого хотелось бы. И дополнительных источников его пополнения не просматривается. И тут мы оказываемся перед выбором – тратить деньги на субсидирование перевозок либо направлять их на благоустройство города.
– А как подобные проблемы решаются в других регионах?
– Очень просто: ликвидируют трамваи, например, либо вообще отказываются от услуг муниципального транспорта. Разумеется, на это мы пойти не можем – хотя бы потому, что частные перевозчики не возьмутся за обслуживание заведомо низкодоходных маршрутов.
Собственно, способа решения вопроса у нас два: резать по живому расходы на программы ремонта дрог, тротуаров, обустройство дворов, строительство детских садов или повышать тарифы на перевозки.
– И к какому варианту склоняется администрация города?
– Мы считаем, что затраты на благоустройство снижать нельзя. Тула преобразилась за последние годы. В год на содержание территорий из бюджета тратится более 2 миллиардов 600 миллионов руб­лей. Сюда входит уборка улиц, ремонт и содержание дорожной сети, объектов инфраструктуры, муниципального жилого фонда, софинансирование программы «Народный бюджет». Приведу лишь несколько примеров, на что именно тратятся средства. Благоустройство Тулы как областного центра обходится в 300 миллионов. Это обустройство скверов и парков, асфальтирование и комплексное благоустройство дворовых территорий, ремонт и модернизация системы освещения.
На капремонт, реконструкцию и строительство спортивно-оздоровительных объектов заложено около 270 миллионов рублей, в том числе на капитальный ремонт пяти спортивных объектов – 131 миллион; на завершение реконструкции бассейна школы № 21 – 55 миллионов.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему