Рекламный баннер.

Общество

09:00, 24 июля 2015

Город чувствует себя уверенно

Город чувствует себя уверенно
 Алексей ШЕРШНЕВ
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Итоги первых месяцев показывают, что областная столица весьма достойно выглядит на фоне других городов Центрального федерального округа. Особенно, учитывая, что в стране кризис еще не закончился и, как говорят эксперты, только подошел к своему дну. По словам первого заместителя главы администрации Тулы Ильи Беспалова, удалось не только по многим показателям выйти на уровень прошлого года, но и занять лидирующие позиции.

– Илья Ильич, если говорить в целом о социально-экономическом развитии Тулы, то по каким критериям оно оценивается?
– Например, на федеральном уровне составляется так называемый бюджетный рейтинг городов ЦФО (не входит Москва и Московская область). Он включает в себя показатели обеспеченности бюджетом в расчете на душу населения, отношение муниципального долга к утвержденному плану, налоговые и неналоговые поступления, финансовую экономию и ряд других. Так вот по итогам первого квартала мы устойчиво занимаем в нем первое место.
Что касается социально-экономического развития Тулы как административного центра региона, то мы поделили второе место с Калугой, уступив лидерство Липецку. В мониторинг было включено более 30 показателей по восьми направлениям – это производство, строительство, инвестиции, потребительский рынок, финансовые показатели деятельности организаций, труд и заработная плата, демография.
– В каких из них у нас наибольшие успехи?
– Тула заняла первое место по темпу роста зарплат – несмотря на кризис, он достаточно высок – 111 процентов. Также хорошие результаты по темпам роста инвестиций – 145 процентов, по доле прибыльности предприятий – 75 процентов от их общего числа. Индекс промышленного производства у нас один из самых высоких в ЦФО – за первый квартал 105,3 процента, – мы заняли по нему второе место, уступив Воронежу. Третье место нам обеспечили среднедушевые показатели объемов и темпов роста отгруженной продукции обрабатывающих производств.
По темпу роста ввода жилья мы с последнего места по итогам 2014 года поднялись в первом квартале 2015-го на четвертое. Неплохая позиция у нас и по темпу роста средней численности работников предприятий. Вопреки сложностям в экономике он в Туле не уменьшился, а, наоборот, вырос до 100,5 процента.
В целом социально-экономи­ческие показатели в Туле остаются на достаточно высоком уровне. Прежде всего благодаря нашей промышленности – оборонной отрасли,  металлургии, машиностроению. Они дают возможность нам чувствовать себя в относительно спокойной ситуации.
– Если говорить о бюджете города, то насколько он получается антикризисным в этом году?
– Доходы запланированы в объеме 11 миллиардов 100 миллионов рублей, расходы – 11 миллиардов 800 миллионов. Определенный дефицит заложен изначально, но бюджет был и остается социально направленным – 60 процентов казны тратится на содержание школ, детских садов, учреждений культуры, спорта, молодежную политику, строительство социальных объектов. При этом надо отметить, что Тула полностью выполняет Указ Президента РФ о повышении средней заработной платы работников социальной сферы.
– За счет чего растут доходы бюджета?
– Главным источником поступлений средств в муниципалитет являются налоги на доходы физических лиц и землю. В целом поступления сборов к уровню прошлого года выросли на 6,6 процента, но плановые темпы роста, заложенные в расчет бюджета, составляли 11 процентов.
– То есть некоторые ожидания все-таки не оправдываются?
– Разумеется, от последствий потрясений в экономике мы не можем застраховаться полностью. Например, поступления НДФЛ планировалось на уровне 11,9 процента, а по факту мы имеем 8,7 процента. Если в абсолютных числах, то только по этому виду налога мы недобрали 50 миллионов руб­лей. Некоторое падение есть по налогу на землю. Но, с другой стороны, есть превышение плановых поступлений по налогам от малого и среднего бизнеса.
В целом по итогам шести месяцев бюджет недополучил 117 миллионов рублей. При этом по отношению к прошлому году у нас 150 миллионов, как говорится, идет плюсом.
– Современное состояние экономики диктует свои условия и, надо полагать, в части бюджетных трат?
– Естественно, и, понимая это, мы реализуем в Туле программу оптимизации расходов. Например, в апреле при уточнении параметров бюджета мы снизили их почти на 500 миллионов рублей. Этот процесс продолжается и сейчас. Отказываемся от непервостепенных трат, более жестко подходим к ценообразованию при формировании муниципальных контрактов, выбираем поставщиков, предлагающих более выгодные для нас условия.
В итоге за шесть месяцев выполнение расходов от годового плана составило 50 процентов, то есть мы не допустили превышения и при этом исполнили свои обязательства по платежам.
– Оптимизация, насколько известно, коснулась и муниципальных предприятий…
– Мы за этот год преобразовали значительную часть МУПов. Так, «Декоративные культуры» ликвидировали путем присоединения его к «Горсвету». Упразднили «Тулапромконтракт», погасив все его долги. Аналогичная процедура проведена в отношении совершенно нерентабельного «Косогорского ЖКХ». К завершающей стадии подходит акционирование «Спецавтохозяйства». На последнем заседании городской Думы принято решение о приватизации «Комбината спецобслуживания», он будет работать в формате общества с ограниченной ответственностью, при этом муниципалитет останется его стопроцентным владельцем.
– Что это дало городу?
– Дело в том, что муниципалитет несет субсидиарную ответственность, если, скажем, предприятие не может погасить свой долг – бюджет обязан платить по его обязательствам. Эти риски мы сократили и, разумеется, после всех преобразований продолжаем отслеживать, чтобы организации не работали с убытком.
– Туляки уже наслышаны, что большая работа ведется в МКП «Тулгорэлектротранс» в связи с его долгами, нерентабельностью… Какова судьба предприятия?
– Приватизировать его, скорее всего, мы не будем. Во-первых, потому, что предприятие социально важное. А во-вторых, если быть объективным, то оно мало привлекательно для инвесторов в связи с высокой затратностью.
Ведь надо учитывать, что тарифы на перевозку пассажиров экономически гораздо ниже, чем себестоимость поездки. Допустим, сейчас проезд стоит 15–20 рублей, тогда как реальная его стоимость – примерно 28–29 рублей. А разницу приходится доплачивать из городского бюджета. В год субсидия доходит до 600 миллионов рублей.
По итогам 2014 года «Тулгор­электротранс» находился в очень сложном экономическом положении. Был зафиксирован убыток в 280 миллионов рублей. Он был обусловлен в том числе и снижением доходности. Сказываются и большая конкуренция со стороны частных перевозчиков, и расходы предприятия. Они достаточно велики – порядка 1 миллиарда 400 миллионов, и не все они рациональны.
Поэтому сейчас муниципалитет реализует программу реструктуризации этого предприятия. На повестке дня стоит вопрос о сокращении и списании техники, которая не задействована в перевозках, оптимизации маршрутной сети, чтобы, как говорится, возить людей, а не воздух.
– Какой эффект ожидается от предпринимаемых мер?
– В этом году мы наметили сократить расходы предприятия на 180 миллионов рублей. Но при этом необходимость выделения субсидий остается. Если на первое полугодие мы заложили в бюджет на эти цели около 350 миллионов, то, чтобы обеспечить оплату текущих расходов «Тулгорэлектротранса» и погасить долги прошлых лет, нужно будет изыскать каким-то образом еще порядка 280 миллионов.
Доходы бюджета, как я уже сказал, хотя и растут, но не теми темпами, как этого хотелось бы. И дополнительных источников его пополнения не просматривается. И тут мы оказываемся перед выбором – тратить деньги на субсидирование перевозок либо направлять их на благоустройство города.
– А как подобные проблемы решаются в других регионах?
– Очень просто: ликвидируют трамваи, например, либо вообще отказываются от услуг муниципального транспорта. Разумеется, на это мы пойти не можем – хотя бы потому, что частные перевозчики не возьмутся за обслуживание заведомо низкодоходных маршрутов.
Собственно, способа решения вопроса у нас два: резать по живому расходы на программы ремонта дрог, тротуаров, обустройство дворов, строительство детских садов или повышать тарифы на перевозки.
– И к какому варианту склоняется администрация города?
– Мы считаем, что затраты на благоустройство снижать нельзя. Тула преобразилась за последние годы. В год на содержание территорий из бюджета тратится более 2 миллиардов 600 миллионов руб­лей. Сюда входит уборка улиц, ремонт и содержание дорожной сети, объектов инфраструктуры, муниципального жилого фонда, софинансирование программы «Народный бюджет». Приведу лишь несколько примеров, на что именно тратятся средства. Благоустройство Тулы как областного центра обходится в 300 миллионов. Это обустройство скверов и парков, асфальтирование и комплексное благоустройство дворовых территорий, ремонт и модернизация системы освещения.
На капремонт, реконструкцию и строительство спортивно-оздоровительных объектов заложено около 270 миллионов рублей, в том числе на капитальный ремонт пяти спортивных объектов – 131 миллион; на завершение реконструкции бассейна школы № 21 – 55 миллионов.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему