Общество
Готовим кадры для промышленности
- 09:00 10 июня 2016
Система образования в России подвергается бесконечным реформам с конца 80-х годов прошлого столетия. Их результаты нередко разочаровывают и учащихся, и педагогов, и работодателей. Но в Программе развития Тульской области на 2016–2021 годы, которая сейчас разрабатывается по инициативе врио губернатора Алексея Дюмина, цели политики в сфере образования поставлены максимально четко и понятно. Чтобы добиться подъема производства и экономического роста, нужно обеспечить тульскую промышленность квалифицированными кадрами. А нашим ребятам – гарантировать востребованность и достойное место в жизни.
Сергей ЕГОРОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ
Пора вернуть моду на точные науки
Согласно новой Программе развития необходимо формирование единой региональной системы непрерывного образования, работающей в тесной взаимосвязи с промышленностью. Сегодня такой подход может кому-то показаться новаторским. Однако система взаимоотношений образования и производства уже была налажена и четко функционировала в советское время. В 90-е годы она ощутимо ослабла, так как после распада СССР подготовка кадров для промышленности выпала из сферы приоритетов государства. Теперь в новой Программе развития эта задача вновь возвращена в сферу государственной образовательной политики.
Ее решению должна быть подчинена работа сферы образования на всех его ступенях: детский сад – школа – средние профессиональные учебные заведения – вузы – центры повышения квалификации и переподготовки кадров.
Естественно, в первую очередь необходимо, чтобы качественное образование было доступно для всех жителей области вне зависимости от места проживания, состояния здоровья и материального достатка. Причем с самых первых лет жизни и одна из важнейших задач – решить проблему очередности в дошкольные учреждения для детей в возрасте от 0 до 3 лет. Для этого Программой запланировано привлечение федеральных средств на строительство новых детских садов, реконструкцию, капремонт зданий и развитие материально-технической базы существующих дошкольных учреждений. Детям можно начинать рассказывать о разных профессиях, формировать у них самые первые зачатки интереса к ним.
Миссия школы – сформировать у учащихся навыки научно-технического творчества. Без них не только трудно сдать экзамены в технический вуз, но даже и захотеть туда поступать. Необходима популяризация инженерного, физико-математического образования. В 70–80-е годы изучение технических дисциплин носило массовый характер. Работали различные кружки, люди зачитывались научной литературой. Теперь такую моду на точные науки нужно возрождать.
Сегодня желающих сделать карьеру в инженерно-технической сфере не то чтобы совсем нет, но для инновационного развития области их числа явно недостаточно. Существует очевидный дисбаланс между потребностями работодателей и пожеланиями школьников. Предприятия химической отрасли, ОПК, машиностроения испытывают острый дефицит кадров. А школьники в большинстве своем по-прежнему мечтают стать юристами или экономистами.
Чтобы решить эту проблему, эксперты по разработке направления «Образование будущего: кадры для промышленности» предлагают развивать раннюю профориентацию. То есть объяснять детям, какие специалисты будут востребованы на рынке труда через 5–10 лет. Механизмы профориентации могут быть разными – от рассказов учителя на уроках до экскурсий на производства, приглашения в школы специалистов ведущих предприятий. Эффективным может оказаться и проведение диагностики качеств, наклонностей ребенка по специальным методикам.
Означает ли это, что нужно насильно загонять всех детей в «технари»? Конечно же нет. Никто не утверждает, что инженером может (и уж тем более должен!) стать любой школьник. Однако уже сейчас назрела необходимость активно формировать у школьников зачатки конструкторской, инженерной мысли. Потом может быть поздно. Поэтому эксперты предлагают найти возможности, чтобы увеличить нагрузку по физике и математике, вернуть в школу черчение. Последнему придается большое значение: поступив в вуз, поздно учиться чертить – там нужно уже применять ранее полученные навыки в научной деятельности. Впрочем, возможно, этот предмет будет вводиться не для всех поголовно, а только для учеников профильных физико-математических классов.
Профильному обучению в Программе вообще уделяется большое внимание. По мнению многих экспертов в сфере образования, оно хорошо «затачивает» сознание ребенка под конкретное направление. К тому же, поскольку учебные планы «не резиновые» и возможности для увеличения часов для точных наук весьма ограниченны, создание профильных классов поможет решить задачу углубленного изучения этих предметов.
Серьезные надежды возлагаются и на систему дополнительного образования. Она будет развиваться в том числе на базе детских технопарков. Решение об их создании уже принято и начало реализовываться. Некоторые такие технопарки называют аналогом советских Дворцов пионеров. Но это не совсем так. Если Дворцы пионеров прививали детям интерес к научному творчеству, то «Кванториум» идет чуть дальше – он формирует еще и умение работать в команде, в проектном режиме, искать партнеров, выстраивать отношения с ними, причем эти партнеры нередко находятся в другом городе или даже регионе. Ведь в отличие от тех же Дворцов пионеров «Кванториум» организован по сетевому принципу, чаще всего его проекты выходят за пределы одной области.
Профориентация, профильные классы, дополнительное образование – все это способы добиться того, чтобы выпускники выходили из школы с максимально четким представлением о будущей профессии, серьезным набором знаний и навыков.
Вместе с работодателем
На этапе вузов и ссузов Программа предлагает внедрение так называемого «дуального образования». Понятие для многих пока новое и кажется чем-то сложным. Но и здесь мы имеем дело скорее с хорошо забытым старым. Система подготовки кадров СССР – самый лучший пример такого подхода. Это не просто теоретическая подготовка, а теория плюс занятия на базе производства: в цеху или лаборатории одного из ведущих предприятий области. Краткой практики, которую студенты проходят перед выпуском из учебных заведений, недостаточно. Для освоения профессии нужны систематические практические занятия.
При этом пока участие работодателей в подготовке кадров нельзя назвать активным и повсеместным. Для многих из них это второстепенная, а то и третьестепенная задача. Активны сейчас лишь некоторые предприятия, среди них – «Сплав», Новомосковский «Еврохим», Алексинский химкомбинат, «Щекиноазот». Честь им за это и хвала, но такой подход должен стать нормой для любого крупного завода.
Дело в том, что образовательные учреждения выпускают универсальные кадры, а специалистов для конкретного производства, приспособленных к выполнению его задач сразу после вуза, можно вырастить только вместе с работодателем. Пока университеты готовят студентов (а это 4–5 лет), на промышленных предприятиях не раз могут произойти технологические изменения – модернизация оборудования, введение новых производственных мощностей, новых линий. Поэтому работодателю необходимо прийти в систему образования – начиная от преподавания отдельных дисциплин и заканчивая участием в работе государственных экзаменационных комиссий.
Одним из действенных механизмов решения кадрового вопроса эксперты называют целевой прием в вузы по заказу работодателя. То есть, поступая в институт, абитуриент, во-первых, уже знает, на каком предприятии будет работать после выпуска. Во-вторых, он заключает договор с вузом и комитетом по образованию своего города или района. Конечно, целевой прием не накладывает на выпускника таких жестких обязательств, какие предполагала советская система распределения, но этот механизм все же может сократить отток кадров.
В условиях сильно ужесточившейся конкуренции на рынке труда приходится сражаться буквально за каждого выпускника. Наших ребят переманивают не только в Москву, но и в Калугу, Воронеж, Краснодарский край, Крым. Это говорит о высоком уровне их подготовленности, но сильно усложняет кадровую проблему. И не только в промышленности, но и в самом образовании: проблема нехватки педагогических кадров (в том числе и по причине оттока) тоже очень серьезная. Поэтому, по словам экспертов, жизненно необходима комплексная программа поддержки молодых специалистов – нужно улучшать условия труда, повышать оплату, предоставлять социальные гарантии. Иначе никакими разговорами о подъеме производства молодежь не удержать. Практика показывает, что если выпускник не пошел работать по специальности сразу после вуза, то, скорее всего, не пойдет никогда...
Воспитать всесторонне развитого человека
Особо стоит упомянуть такую важную для Тульской области задачу, как развитие военного образования. Многое для этого уже делается. Возрождается Тульское cуворовское военное училище, осенью оно примет первых курсантов. Также планируется развивать сеть учреждений общего образования, реализующих образовательные программы оборонно-спортивной направленности, расширять сеть кадетских классов.
На базе Тульского государственного университета планируется создание территориального инновационного кластера (объединение) оборонной промышленности. Также при ТулГУ будет создаваться научно-производственная рота Вооруженных cил РФ. Ее задачи – заниматься научно-прикладными разработками для предприятий ОПК.
Подобная структура появится и в нефтехимической промышленности – научно-образовательный кластер нефтехимического комплекса, базовой площадкой для которого должен стать ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В него войдут Алексинский химкомбинат, «Щекиноазот», «Химволокно», «ТУЛАГИПРОХИМ» и другие предприятия отрасли. В рамках создаваемого кластера планируется проводить профориентацию школьников, подготовку и переподготовку кадров, мотивировать молодых специалистов путем установления льгот, преференций, проведения чемпионатов WorldSkills и т. д.
Акцент на физико-математическое образование и инженерные профессии не означает, что нам вдруг стали больше не нужны гуманитарные науки и специалисты. Чтобы организовать сбыт продукции в наши непростые времена, тем же промышленным предприятиям нужны грамотные менеджеры, администраторы, маркетологи, аналитики, те же юристы.
Да и самим инженерам и конструкторам тоже никак не обойтись без знания истории, литературы, без устойчивой системы ценностей. Как отметил ректор ТулГУ и руководитель Экспертной группы «Высшее образование» Михаил Грязев, любой «технарь» должен иметь глубокий духовный мир – высокие профессионалы без нравственного стержня нам не нужны.
Кроме того, большое количество гуманитариев понадобится области в связи с реализацией другого направления Программы Алексея Дюмина – «Сохранение наследия и развитие туризма». Чтобы решать такие задачи, необходимо изучать историю, краеведение, регионоведение. В конце концов, без гуманитарного знания не вырастить патриотов.
Сергей ЕГОРОВ
Геннадий ПОЛЯКОВ
Пора вернуть моду на точные науки
Согласно новой Программе развития необходимо формирование единой региональной системы непрерывного образования, работающей в тесной взаимосвязи с промышленностью. Сегодня такой подход может кому-то показаться новаторским. Однако система взаимоотношений образования и производства уже была налажена и четко функционировала в советское время. В 90-е годы она ощутимо ослабла, так как после распада СССР подготовка кадров для промышленности выпала из сферы приоритетов государства. Теперь в новой Программе развития эта задача вновь возвращена в сферу государственной образовательной политики.
Ее решению должна быть подчинена работа сферы образования на всех его ступенях: детский сад – школа – средние профессиональные учебные заведения – вузы – центры повышения квалификации и переподготовки кадров.
Естественно, в первую очередь необходимо, чтобы качественное образование было доступно для всех жителей области вне зависимости от места проживания, состояния здоровья и материального достатка. Причем с самых первых лет жизни и одна из важнейших задач – решить проблему очередности в дошкольные учреждения для детей в возрасте от 0 до 3 лет. Для этого Программой запланировано привлечение федеральных средств на строительство новых детских садов, реконструкцию, капремонт зданий и развитие материально-технической базы существующих дошкольных учреждений. Детям можно начинать рассказывать о разных профессиях, формировать у них самые первые зачатки интереса к ним.
Миссия школы – сформировать у учащихся навыки научно-технического творчества. Без них не только трудно сдать экзамены в технический вуз, но даже и захотеть туда поступать. Необходима популяризация инженерного, физико-математического образования. В 70–80-е годы изучение технических дисциплин носило массовый характер. Работали различные кружки, люди зачитывались научной литературой. Теперь такую моду на точные науки нужно возрождать.
Сегодня желающих сделать карьеру в инженерно-технической сфере не то чтобы совсем нет, но для инновационного развития области их числа явно недостаточно. Существует очевидный дисбаланс между потребностями работодателей и пожеланиями школьников. Предприятия химической отрасли, ОПК, машиностроения испытывают острый дефицит кадров. А школьники в большинстве своем по-прежнему мечтают стать юристами или экономистами.
Чтобы решить эту проблему, эксперты по разработке направления «Образование будущего: кадры для промышленности» предлагают развивать раннюю профориентацию. То есть объяснять детям, какие специалисты будут востребованы на рынке труда через 5–10 лет. Механизмы профориентации могут быть разными – от рассказов учителя на уроках до экскурсий на производства, приглашения в школы специалистов ведущих предприятий. Эффективным может оказаться и проведение диагностики качеств, наклонностей ребенка по специальным методикам.
Означает ли это, что нужно насильно загонять всех детей в «технари»? Конечно же нет. Никто не утверждает, что инженером может (и уж тем более должен!) стать любой школьник. Однако уже сейчас назрела необходимость активно формировать у школьников зачатки конструкторской, инженерной мысли. Потом может быть поздно. Поэтому эксперты предлагают найти возможности, чтобы увеличить нагрузку по физике и математике, вернуть в школу черчение. Последнему придается большое значение: поступив в вуз, поздно учиться чертить – там нужно уже применять ранее полученные навыки в научной деятельности. Впрочем, возможно, этот предмет будет вводиться не для всех поголовно, а только для учеников профильных физико-математических классов.
Профильному обучению в Программе вообще уделяется большое внимание. По мнению многих экспертов в сфере образования, оно хорошо «затачивает» сознание ребенка под конкретное направление. К тому же, поскольку учебные планы «не резиновые» и возможности для увеличения часов для точных наук весьма ограниченны, создание профильных классов поможет решить задачу углубленного изучения этих предметов.
Серьезные надежды возлагаются и на систему дополнительного образования. Она будет развиваться в том числе на базе детских технопарков. Решение об их создании уже принято и начало реализовываться. Некоторые такие технопарки называют аналогом советских Дворцов пионеров. Но это не совсем так. Если Дворцы пионеров прививали детям интерес к научному творчеству, то «Кванториум» идет чуть дальше – он формирует еще и умение работать в команде, в проектном режиме, искать партнеров, выстраивать отношения с ними, причем эти партнеры нередко находятся в другом городе или даже регионе. Ведь в отличие от тех же Дворцов пионеров «Кванториум» организован по сетевому принципу, чаще всего его проекты выходят за пределы одной области.
Профориентация, профильные классы, дополнительное образование – все это способы добиться того, чтобы выпускники выходили из школы с максимально четким представлением о будущей профессии, серьезным набором знаний и навыков.
Вместе с работодателем
На этапе вузов и ссузов Программа предлагает внедрение так называемого «дуального образования». Понятие для многих пока новое и кажется чем-то сложным. Но и здесь мы имеем дело скорее с хорошо забытым старым. Система подготовки кадров СССР – самый лучший пример такого подхода. Это не просто теоретическая подготовка, а теория плюс занятия на базе производства: в цеху или лаборатории одного из ведущих предприятий области. Краткой практики, которую студенты проходят перед выпуском из учебных заведений, недостаточно. Для освоения профессии нужны систематические практические занятия.
При этом пока участие работодателей в подготовке кадров нельзя назвать активным и повсеместным. Для многих из них это второстепенная, а то и третьестепенная задача. Активны сейчас лишь некоторые предприятия, среди них – «Сплав», Новомосковский «Еврохим», Алексинский химкомбинат, «Щекиноазот». Честь им за это и хвала, но такой подход должен стать нормой для любого крупного завода.
Дело в том, что образовательные учреждения выпускают универсальные кадры, а специалистов для конкретного производства, приспособленных к выполнению его задач сразу после вуза, можно вырастить только вместе с работодателем. Пока университеты готовят студентов (а это 4–5 лет), на промышленных предприятиях не раз могут произойти технологические изменения – модернизация оборудования, введение новых производственных мощностей, новых линий. Поэтому работодателю необходимо прийти в систему образования – начиная от преподавания отдельных дисциплин и заканчивая участием в работе государственных экзаменационных комиссий.
Одним из действенных механизмов решения кадрового вопроса эксперты называют целевой прием в вузы по заказу работодателя. То есть, поступая в институт, абитуриент, во-первых, уже знает, на каком предприятии будет работать после выпуска. Во-вторых, он заключает договор с вузом и комитетом по образованию своего города или района. Конечно, целевой прием не накладывает на выпускника таких жестких обязательств, какие предполагала советская система распределения, но этот механизм все же может сократить отток кадров.
В условиях сильно ужесточившейся конкуренции на рынке труда приходится сражаться буквально за каждого выпускника. Наших ребят переманивают не только в Москву, но и в Калугу, Воронеж, Краснодарский край, Крым. Это говорит о высоком уровне их подготовленности, но сильно усложняет кадровую проблему. И не только в промышленности, но и в самом образовании: проблема нехватки педагогических кадров (в том числе и по причине оттока) тоже очень серьезная. Поэтому, по словам экспертов, жизненно необходима комплексная программа поддержки молодых специалистов – нужно улучшать условия труда, повышать оплату, предоставлять социальные гарантии. Иначе никакими разговорами о подъеме производства молодежь не удержать. Практика показывает, что если выпускник не пошел работать по специальности сразу после вуза, то, скорее всего, не пойдет никогда...
Воспитать всесторонне развитого человека
Особо стоит упомянуть такую важную для Тульской области задачу, как развитие военного образования. Многое для этого уже делается. Возрождается Тульское cуворовское военное училище, осенью оно примет первых курсантов. Также планируется развивать сеть учреждений общего образования, реализующих образовательные программы оборонно-спортивной направленности, расширять сеть кадетских классов.
На базе Тульского государственного университета планируется создание территориального инновационного кластера (объединение) оборонной промышленности. Также при ТулГУ будет создаваться научно-производственная рота Вооруженных cил РФ. Ее задачи – заниматься научно-прикладными разработками для предприятий ОПК.
Подобная структура появится и в нефтехимической промышленности – научно-образовательный кластер нефтехимического комплекса, базовой площадкой для которого должен стать ТГПУ им. Л. Н. Толстого. В него войдут Алексинский химкомбинат, «Щекиноазот», «Химволокно», «ТУЛАГИПРОХИМ» и другие предприятия отрасли. В рамках создаваемого кластера планируется проводить профориентацию школьников, подготовку и переподготовку кадров, мотивировать молодых специалистов путем установления льгот, преференций, проведения чемпионатов WorldSkills и т. д.
Акцент на физико-математическое образование и инженерные профессии не означает, что нам вдруг стали больше не нужны гуманитарные науки и специалисты. Чтобы организовать сбыт продукции в наши непростые времена, тем же промышленным предприятиям нужны грамотные менеджеры, администраторы, маркетологи, аналитики, те же юристы.
Да и самим инженерам и конструкторам тоже никак не обойтись без знания истории, литературы, без устойчивой системы ценностей. Как отметил ректор ТулГУ и руководитель Экспертной группы «Высшее образование» Михаил Грязев, любой «технарь» должен иметь глубокий духовный мир – высокие профессионалы без нравственного стержня нам не нужны.
Кроме того, большое количество гуманитариев понадобится области в связи с реализацией другого направления Программы Алексея Дюмина – «Сохранение наследия и развитие туризма». Чтобы решать такие задачи, необходимо изучать историю, краеведение, регионоведение. В конце концов, без гуманитарного знания не вырастить патриотов.