Общество

19:51, 01 февраля 2016

Грипп: ничего чрезвычайного

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

В конце прошлой недели в Тульской области заболеваемость гриппом и ОРВИ превысила эпидпорог на 9 процентов. В основном болеют дети. Чтобы прервать дальнейшее распространение инфекции, Роспотребнадзор рекомендовал ввести в школах дополнительные каникулы – до 8 февраля. Но к ведомству прислушались не все муниципальные образования.
Этой добровольностью и отличаются дополнительные каникулы от карантина. Последний вводится не в рекомендательном, а в приказном порядке при росте заболеваемости, способном привести к чрезвычайной ситуации. Отсюда вывод: раз каникулы, а не карантин – значит, до ЧС еще далеко.

Как ни назови…
Споры о том, какие термины применительно к наступлению свиного гриппа стоит сейчас употреблять, шли всю прошлую неделю. Сегодня руководство Рос­потребнадзора упрекает журналистское сообщество в нагнетании ситуации вокруг свиного гриппа и предлагает называть происходящие процессы правильно. Не карантин, а каникулы. Не эпидемия, а подъем заболеваемости. Но уважаемому ведомству надо бы самому придерживаться какой-то одной терминологической системы. Чтоб пишущая и снимающая публика не путалась…
Главный государственный врач по Тульской области Александр Ломовцев автору этих строк пояснил:
– Применительно к гриппу термин «эпидемия» употреблять категорически нельзя. Грипп наступает каждый год – это обыденное, привычное явление. А о привычном как об эпидемии не говорят. Подчеркну: эпидемии гриппа у нас никогда не было.
А на совещании с главами муниципалитетов в форме видеоконференц-связи Ломовцев в тот же день сказал следующее:
– Мы за три дня имеем 12 500 случаев гриппа и ОРВИ, что уже выше эпидемического порога на 9 процентов. То есть за три дня мы превысили недельный уровень заболеваемости. Нарастает госпитализация: 74 человека, 96 человек, 129 человек. Мы констатируем, что находимся в самом разгаре эпидемии.
Между тем, как утверждает начальник эпидотдела Управления Роспотребнадзора Людмила Ульянова, превышение эпидпорога на 9 процентов – это все-таки НЕ эпидемия. Эпидемический порог рассчитывается из числа случаев заболеваний в среднем за прошлые годы. То есть в среднем в расчетную неделю года бывает столько-то случаев гриппа и ОРВИ. Практически это значение есть норма. А норма у нас превышена всего на 9 процентов. О чем тут говорить?
Но говорить, к сожалению, есть о чем. В этом эпидсезоне важно не то, сколько гриппа, важно – какой он. А он тяжелый. Подкладывающий свинью в виде пневмонии уже на вторые-третьи сутки с начала заболевания. Вряд ли к этому можно привыкнуть…
И какие бы термины ни употреблялись, в максимальной безопасности сегодня находится затворник – человек на добровольном или принудительном карантине.

Где лекарства?
На своем сайте Роспотребнадзор проводит опрос населения: носите ли вы медицинскую маску в сезон ОРВИ и гриппа в общественных местах? Утвердительно и при этом честно наверняка ответят единицы. И не потому, что не хотят себя обезопасить от вирусной атаки. Просто масок в аптеках города нет.
Репортерская группа «ТИ» посетила около десятка аптечных предприятий, но «джентльменского набора» из оксолиновой мази, ремантадина и голубых медицинских респираторов не встретила. Из противовирусных препаратов предлагался за неделю подорожавший с 200 до 300 рублей кагоцел. Тамифлю, входящий, кстати, в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, отсутствовал. Более того, поисковики не находили его даже в интернет-аптеках Тулы и Москвы…
Девушки по ту сторону аптечного прилавка, все как на подбор в масках, тоже обвиняют в отсутствии противовирусных средств журналистов. Мол, пугают народ своими страшилками, вот и раскуплено все подчистую.
– Вы думаете, у нас оксолинки не было? – спрашивает провизор Наталья Власова. – Целый холодильник! Но как только началось это запугивание по телевизору, покупатели по 5, даже по 10 упаковок стали брать. На всю, говорят, семью. Будто сейчас у каждого второго семья из десяти человек… Маски скупали упаковками. Мы бы с удовольствием сейчас всем этим торговали, разве нам не хочется заработать? Но при всем желании не можем: у поставщиков ничего нет.
Аптекари говорят, что сделать сколько-нибудь значительный запас нужных препаратов заранее они не могут. Завезут, например, а их не раскупят, куда потом их девать? Сроки годности небольшие. Да и где запас хранить? Забьешь все емкости ремантадином, он залежится, а к весне нужны препараты от аллергии – в не меньшем количестве. Деть их будет некуда.

 А там и лето подоспеет с кишечными инфекциями, с гастритом, тогда тоже определенный ассортимент препаратов нужен.
Такой подход на практике приоткрывает, быть может, еще более глобальную проблему. Случись, не дай бог, настоящая, серьезная эпидемия какого угодно профиля, нужные средства в аптеках, как ни крути, закончатся очень быстро…
В глазах общественности наличие противовирусных препаратов на аптечных прилавках должен был обеспечить региональный мин­здрав. Его главу Ольгу Аванесян костерят на всех форумах. Но аптеки являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, и министр им не указ. В части лекарственного обеспечения ведомство Аванесян занимается исключительно льготниками.
Зато отсутствием противовирусных препаратов заинтересовалась региональная прокуратура, идут проверки и аптечных сетей, и отдельных предприятий.

Это как посчитать!
Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в прямом эфире, без терминологической путаницы называющая эпидемию эпидемией, говорит, что в процесс включены 47 регионов страны. Однако в целом по России «заболеваемость пока не вышла за рамки сезонного фактора». Особенность этого эпидсезона в том, что в общей массе вирусов свиного гриппа слишком много – от 75 до 95 процентов. 107 человек скончались. В 2009 году, когда этот штамм появился, грипп унес жизни 687 человек. Так что в данном случае ничего чрезвычайного, и, по мнению министра, «мы подготовлены в этом году к эпидемии намного лучше». Темп распространения инфекции замедлился, есть повод думать, что заболеваемость через неделю пойдет на спад.
А вот Всемирная организация здравоохранения вообще не видит, чтобы в России происходило нечто особенное. Оно и понятно: если охваченные эпидемией территории считать вместе с теми, где эпидпорог не преодолен, то статистика умиротворяет. Помните анекдот про сытого и голодного? Первый съел курицу, второй ничего, но в среднем им досталось по полкурицы. Значит, оба сыты…
В январе в Тульской области зарегистрировано 34 тысячи случаев ОРВИ и гриппа, это в 2,2 раза больше, чем в январе прошлого года. Эпидпорог был преодолен 29-го числа.
Означает ли это, что в январе в регионе произошло нечто из ряда вон? Посредством простых арифметических подсчетов эпидемиологи убеждают нас, что нет.
В этом году подъем заболеваемости начался очень рано, грипп пришел не из Китая, а «огородами» – с соседней Украины. Эпидпорог для этих недель года довольно низкий, вот его и преодолели в рекордно короткий срок. Начальник отдела эпидемиологического надзора Людмила Ульянова вспоминает, что в один из сезонов подъем заболеваемости гриппом и ОРВИ случился аж в апреле, когда эпидпорог на уровне плинтуса. Как все понимают, инфекции перемахнули его без всяких проблем.
Но для того, кто болен, от такой статистики не легче. Ему все равно, что называют эпидемией, а что карантином. Он думает, что если Бог даст поправиться, следующей осенью обязательно надо будет сделать прививку. Из 367 заболевших в январе (у них лабораторно был подтвержден вирус H1N1), только 2 человека оказались привиты, остальные понадеялись на авось…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему