Общество

12:13, 17 октября 2017

ГЖИ слушает!

ГЖИ слушает!
 Арсений АБУШОВ
 Павел ЧЕСАЛИН, Сергей КИРЕЕВ

Факт, доказанный многократно: если на прямой линии начальник Государственной жилищной инспекции Алексей Бирюлин, телефон не умолкнет ни на мгновение.
Так было и в этот раз. Соседи шумят, управляющая компания не справляется со своими обязанностями, есть сомнения по тратам коммунальных операторов… Вопросам и жалобам не было числа.

– К нам в инспекцию действительно со всеми бытовыми проблемами идут. И многое из того, что люди озвучивают, даже не в нашей компетенции. Но мы привыкли. Регулярно выступаем свое­образным логистическим центром, помогаем коммутировать людям со службами, – говорит Алексей Алексеевич.

Конец «ледникового периода»
Впрочем, сейчас, когда стартовал отопительный сезон и сроки, отведенные на пусконаладку, прошли, львиная доля обращений касается этой темы. Первый же звонок, из Одоева, можно считать коллективным: жители целого микрорайона жалуются на то, что днем отопление отключают вовсе, вечером его подают «более или менее приемлемо», но ближе к ночи температура существенно понижается.
– Сейчас дожди пошли, и у нас в квартирах совсем сыро. Даже мягкая мебель напитывается влагой, – возмутилась местная жительница Антонина Шабанова.
Бирюлин пообещал, что инспектор ГЖИ обязательно выйдет на объекты и квартиры обследует. Ситуация с отключением днем батарей действительно странная. Однако тут велика вероятность субъективного восприятия действительности.
– Не следует забывать, что на улице установилась средняя температура воздуха порядка плюс 11 градусов Цельсия, – поясняет руководитель инспекции. – А котельные работают в соответствии с погодными условиями: чем холоднее на улице, тем теплее батареи. Инспектор оценит соответствие температур. Другое дело, если отдельные стояки действительно холодные. В этом случае уже УК обязана будет устранить неисправность.
Завершив разговор с ходатаями, глава ГЖИ пояснил журналистам, что с начала отопительного сезона на горячую линию ведомства поступило 1777 звонков. До того их было на тысячу меньше.
– Чаще люди звонили с вопросом: как же так, сезон начался, а пока батареи холодные. Приходилось объяснять про те самые пусконаладочные работы, на которые отводится до двух недель, – говорит Бирюлин.
Вообще же, со дня икс, когда было объявлено об окончании «ледникового периода», инспекция держит на контроле порядка 200 адресов, где возникали проблемы с пуском тепла:
– На большинстве объектов вопросы решены. Но там, где у нас еще остаются сомнения, мы продолжим мониторинг. А с наступлением заморозков все адреса проверим еще раз.
В целом же Алексей Бирюлин отметил, что в отопительный период вошли, что называется, как надо: без внештатных ситуаций, авралов и масштабных проблем.
– За последние года три – это наиболее плавное начало сезона. Посмотрим, как будут развиваться события, мы еще не знаем, какой окажется предстоящая зима. Но надеюсь, что все обойдется без аварий, – резюмировал Бирюлин.

И вновь ОДН
Немало хлопот в нынешнем году инспекции доставили нововведения в жилищном законодательстве, вступившие в силу с 1 января. Речь идет о платежах за общедомовые нужды – ОДН. По сути, это разница между показаниями общедомового счетчика и суммой показаний индивидуальных приборов учета в многоквартирном доме – МКД. Напомним, графа «плата за ОДН» из состава коммунальных услуг, то есть из платежек ресурсоснабжающих организаций, была исключена, но ее внесли в квитанции как часть платы «за содержание жилья и текущий ремонт».
И тут, как говорится, началось. В инспекцию поступила почти 21 тысяча обращений, из которых львиная доля – 14,5 тысячи – от граждан.
– И правительство, и ГЖИ, и СМИ немало сил приложили и времени потратили, чтобы объяснить людям, что же такое норматив по ОДН, откуда он взялся и почему включен в содержание жилья. Много было обращений за разъяснениями: правильно ли им посчитали, где посмотреть, как начисления идут… Большинство собственников полагали, что не они должны платить за расходы ресурсов, необходимых на мытье подъездов, их освещение и так далее. Сейчас люди разобрались и стало гораздо спокойнее. Главное, собственники МКД начали осознавать, что весь дом принадлежит им: что жильцы первых этажей тоже ответственны за лифты и кровли, равно как и содержание подвалов в ведении всех соседей – с первого до последнего пролета здания, – подчеркнул главный жилинспектор и тут же заметил, что как бы доходчиво и регулярно ни велась разъяснительная работа, всегда найдутся те, кому придется повторить все сначала.

Если ресурса – сверх меры
И как будто в подтверждение этих слов тут же раздается звонок:
– На каком основании у нас прописана плата за электроэнергию в квитанциях за содержание жилья? – зазвучал в трубке полный возмущения женский голос.
Выяснив все подробности, глава ГЖИ терпеливо повторяет и про индивидуальную оплату по счетчику, и про общедомовые нужды. И про сверхнормативное потребление ОДН, которое оплачивает либо УК, либо собственники, если люди такое решение принимали на собрании.
– По вашему дому есть протокол решения собрания о том, что сверхнорматив оплачивают сами владельцы квартир. Потому у вас все законно, – поясняет Бирюлин.
Уже после этого телефонного разговора Алексей Алексеевич заметил:
– Удивительно, но у нас много прецедентов, когда люди сознательно принимали такое решение – самим платить сверхнормативное потребление ОДН. Инспекторы большую работу проводили с людьми по этому вопросу. В Заречье в Туле много собраний домов провели, чтобы собственники больше не переплачивали, на Косой Горе, в Хомякове…
Действительно, по закону именно владельцы квартир в МКД решают, кто и как будет оплачивать сверхнорматив. А эксперты замечают, что возражения по поводу невозможности организовать общее собрание не принимаются. Ведь сейчас процедура может проводиться в оч­но-за­оч­ной форме, когда любой собственник, инициировавший собрание, вывешивает об этом уведомление на подъездах дома и через 10 дней раскладывает по почтовым ящикам бюллетени с понятной повесткой дня. Люди, как на выборах, ставят галочки в документах. Внимание следует обратить на то, что если в квартире проживают несколько собственников, то должен свое слово сказать каждый из них. Если же это невозможно, то проголосовавший указывает в бюллетене еще и свою долю в праве. Это необходимо делать, чтобы гарантировать кворум. Затем бланки собирают и подсчитывают голоса. 50 процентов собственников должны принять участие в голосовании, и не менее половины из них – высказаться в поддержку нужного решения, то есть четверть от всех жильцов в доме могут вынести вердикт об отказе платить сверхнорматив.
Далее протоколы общего собрания должны быть отправлены ресурсникам, а копия в обязательном порядке – в ГЖИ. Весь процесс должен занять не более трех недель, после чего колоссальные суммы за ОДН из квитанций будут исключены.

О повседневном…
Звонят инспектору и с куда менее масштабными вопросами. Например, спрашивают, почему управляющие компании на подъездах не вывешивают расценки на ремонтные работы в квартирах: по замене крана или батареи.
– Да потому что они и не обязаны такие услуги оказывать, – говорит Бирюлин. – Перечисленное не подпадает под понятие «содержание жилья». Узнать, готова ли компания вам помочь в этом деле и сколько будет стоить работа, можно, позвонив в диспетчерскую службу УК.
А вообще Алексей Алексеевич замечает, что с 2015 года, с введением лицензирования, любое нарушение управляющей компании, вне зависимости от того, идет речь об отсутствии информации на сайте, плохо подметенном подъезде или низких температурах в квартирах в отопительный период, расценивается как несоблюдение лицензионных требований. А наказание – солидные административные штрафы. Так, с начала года инспекторы ГЖИ совершили 3225 выездных проверок УК на предмет содержания ими домов. Выдано 1120 предписаний. Составлено 307 протоколов. А штрафов уже собрано немногим более 5 миллионов руб­лей.

На эту же тему