Рекламный баннер.

Общество

13:32, 12 января 2017

«Импортный» диплом

«Импортный» диплом
Это только в песне «Во французской стороне…» студент горюет, что учиться ему предстоит «на чужой планете». Ныне молодежь, как о высшем благе, мечтает о дипломе зарубежного вуза.

 Арсений АБУШОВ
 Сергей ВИНОГРАДОВ

Бесплатный сыр
не только в мышеловке
Нередко в качестве движущей силы, порождающей такие амбициозные планы,  выступают родители потенциальных абитуриентов. 
«Представляешь, бесплатно!!! Ни за что бы не поверила, если бы у сестры сын не поступил учиться в Сорбонну! Там денег не берут ни с французов, ни с иностранцев!» – почти взахлеб и так, чтобы слышали все вокруг,  делилась с подругой семейными новостями пассажирка троллейбуса.
И это – чистая правда. Все, что потребуется для поступления в самое старое, известное с 1253 года, и престижное государственное высшее учебное заведение Франции, – великолепные знания, в том числе и языка Кретьена де Труа, Ги де Мопассана, Альбера Камю… продемонстрированные приемной комиссии.
Ну и, конечно, ряд документов. Например, на бакалавриат – нотариально заверенные и переведенные на французский – аттестат и его копия о полном среднем образовании; свидетельство о рождении (копия); заявление, а для несовершеннолетних еще и согласие родителей. Загранпаспорт, действующий как минимум до конца срока обучения, и доказательства финансовой состоятельности – само собой ра­зумеются. Впрочем, все вышеперечисленное в полной мере относится и ко многим другим ведущим европейским вузам.
Какие же преимущества дает заморский документ о высшем образовании? Стоит ли овчинка выделки?

Сами с усами
Зарубежный диплом  в сознании большинства – это  пропуск в мир больших денег и карьеры. Однако HR-менеджеры не склонны идеализировать ситуацию. Насколько актуально зарубежное образование на тульском рынке труда? Востребовано ли оно работодателем?
– Популярность обучения за пределами нашей Родины набирает обороты последние пять-семь лет. Это объясняется стремлением экономики к единому мировому рынку, – рассказывает Юлия Ульянцева, ведущий менеджер по подбору персонала. – Конечно же, оно не может вытеснить российского образования, однако точно неплохо его дополнит. Тульский рынок труда также испытывает интернационализацию в рамках общей мировой картины, в частности, отмечая тот факт, что в работе, например рекрутинговых агентств, все больше появляется вакансий от международных компаний.
При этом, как заключает HR-специалист, пока еще нельзя сказать, что актуальность зарубежного образования достигла высокого уровня на тульском рынке.
– Ну почему обучение за границей – престижно. Кто сказал, что образование там лучше, чем у нас? – недоумевает кандидат экономических наук, директор по работе с образовательными организациями аудиторской ассоциации Надежда Кобозева. – В чем преимущество выпускников иностранных вузов, так это в отличном знании языка. У нас пока уровень такой подготовки очень низок. Знания же профессиональные даются хорошие, и кто может – тот берет. Я преподаю в разных вузах: не только в Туле, но и в других городах страны, в том числе и в столице, и могу сказать, что подготовка в большинстве из них идет не хуже, чем в московских ведущих высших учебных заведениях, а там, в свою очередь, не хуже, чем за рубежом.

Кому это нужно…
По оценке экспертов, сейчас процент туляков, имеющих зарубежное образование, крайне мал. И, видимо, не случайно. Одна бизнесвумен из Тулы жалуется:
– Сын прошел длительную стажировку в престижнейшем британском университете. Там же подтвердил квалификацию экономиста. Вернулся домой и, кто бы мог подумать, теперь не может получить нормальную работу. В поисках пребывает не первый месяц.
Нормальной в данном случае мама-предпринимательница называет высокооплачиваемую работу. Однако с выяснением подробностей оказывается, что в трудоустройстве молодому человеку не отказывают, просто, как и всем остальным соискателям, больших доходов сразу не предлагают. И это особенно возмущает семью новоявленного экономиста с заграничным дипломом.
Действительно, нередко выпускники сталкиваются с разочарованием после возвращения домой. Эксперты подтверждают: работодателей международные дипломы в целом не сильно интересуют. Причины кроются не только в отсутствии опыта работы, но иногда и в невозможности применения полученных знаний на Родине из-за того, что та или иная сфера «работает» у нас иначе. Однако компании, которые ведут совместный бизнес или применяют, например, европейский менеджмент, отдают предпочтение кандидатам, знающим современные инструменты управления, имеющим более широкое представление по своей специальности. Речь идет о владении передовыми практиками ведения рыночной экономики, учета, анализа, статистической обработки информации других стран. Или, по крайней мере, об информированности соискателя о существовании таковых методик. И вот тут-то самое время поговорить  о дипломах MBA.

Что за зверь такой
Магистр делового администрирования (МДА) (Master of Business Administration (MBA); Магистр экономического управления; используется также калька с английского – магистр бизнес-ад­ми­нистрирования (МБА)) – квалификационная степень в менеджменте. Позволяет занимать должность руководителя среднего и высшего звена. Период обучения – от двух до пяти лет в зависимости от уровня начальной подготовки.
Первые прототипы современных программ MBA появились в США в конце XIX века. В это время компании по ту сторону Атлантики впервые стали ощущать потребность в специалистах, владеющих научным подходом к менеджменту. В середине XX века аналогичные проекты стали создавать и в Европе. В Россию программы МВА пришли лишь в 90-х годах. Учебные заведения, которые присваивают степень МВА, называются бизнес-школами. Чаще всего они действуют при вузах. Так, бизнес-школа Гарварда (Harvard business school) создана при Гарвардском университете (Harvard University), а бизнес-школа Стэнфорда (Stanford Graduate School of business) – при Стэнфордском университете (Stanford University).
Большинство учебных заведений, реализующих программу MBA, стараются получить соответствующую аккредитацию. Наиболее престижными негосударственными аккредитациями являются EQUIS, AMBA, AACSB. У этих проектов есть и свои рейтинги. Ежегодный топ бизнес-школ проводят и публикуют три мировых издания: Financial Times, US News и Business Week.

Недостижимый абсолют
– MBA – это самая популярная в мире программа для продолжения высшего образования среди менеджеров и бизнесменов, – уверяет Надежда Кобозева. 
– Программа максимально ориентирована на практическую деятельность через постоянное обращение к рабочей ситуации и решение реальных управленческих проблем. Обучение построено по модульному принципу: после каждой ступени всегда можно сделать паузу или продолжать обу­чение без перерыва. Завершает весь цикл написание дипломной работы. Однако нередко владельцы предприятий просто прослушивают полный курс, не защищая диплома. Учатся, что называется, «для себя».  Правда, в России, и в Туле в частности, программу пока не слишком воспринимают. Актуален диплом МВА для столиц. Возможно, и из-за дороговизны обучения.
С этим мнением согласна и Юлия Ульянцева. Рекрутер уточняет:
– Решающим фактором при выборе программы МВА считается практическая отдача. Как правило, на такое обучение сознательно идет человек, уже имеющий руководящую должность и понимающий необходимость в новом потоке информации для грамотной реализации своих программ управления; или человек, стремящийся к так называемой топовой позиции, выполняя тем самым качественную подготовку для своего следующего карьерного шага. Скорее всего, при таких подходах логично рассчитывать на повышение. Но надо отметить, что для этого потребуется соответствующая оценка работодателя. В моей практике были вакансии, где как преимущество работодатель определял наличие дополнительных международных курсов, европейских стажировок… Однако это именно преимущество, а не жесткое требование, которому кандидат обязательно должен соответствовать.
Иными словами, при двух равных сильных кандидатах в конкурсе на одну вакансию могут отдать предпочтение тому, у которого уже есть представление о международных подходах. Причем знания эти должны быть подкреплены неким документом, свидетельствующим о дополнении к образованию: профильный курс, если это вакансия среднего звена, и курс по менеджменту, если это топовая вакансия.
Многие HR-специалисты отмечают, что профессионалы своего дела редко воспринимают собственное образование как незыблемый столп, который будет оставаться вечной опорой. Напротив, есть даже некая ирония в восприятии чересчур большого количества дипломов и  ясное осознание того, что в любом возрасте есть необходимость учиться, быть в тренде, развиваться.
– Вовсе не обязательно иметь «модный» диплом об окончании западных курсов или вузов, – заключает Юлия Ульянцева. – Важнее иметь мотивацию к получению новых знаний и навыков, осваивать их и внедрять в свою профессиональную практику.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему