Общество

20:29, 18 марта 2013

Истина на дне

В Москве прошел ежегодный фестиваль дайверов «Золотой дельфин». На этот раз в нем участвовали представители не только России, но и США, Норвегии, Франции, Филиппин, Италии, Кубы… Наш регион в столице представлял руководитель общественной организации «Экспедиция морских и подвод­ных исследований» Олег Золотарев.
Тульская область хорошо известна в среде аквалангистов. В первую очередь тем, что именно наши земляки обнаружили место гибели 66-пушечного линейного корабля «Святой Александр». Все началось с того, что Золотарев, изучая в Санкт-Петербурге документы Российского государственного архива Военно-морского флота, наткнулся на любопытные материалы расследования крушения отечественного линкора. Затонул он в сентябре 1786 года, но не в результате боевых действий, а при переходе из Херсонеса в Севастополь. Исследователю захотелось найти то самое место, где разыгралась трагедия. И после кропотливой работы со старинными бумагами и картами Олег Александрович отправился на Украину, где вместе с единомышленниками погрузился на дно Черного моря. Искателям сопутствовала удача – они обнаружили фрагменты корабля с первого раза! В течение нескольких поисковых сезонов дайверам удалось поднять с многометровой глубины детали оснастки судна, а также огнестрельное оружие, боеприпасы, личные вещи моряков ХVIII века, подсвечник с латинскими буквами «SA», складень... Сейчас руководитель «Экспедиции морских и подводных исследований» готовит к изданию книгу о «Святом Александре».
На фестивале дайверов «Золотой дельфин» в числе прочих мероприятий состоялась презентация очередного номера журнала «Нептун», в котором много страниц отведено результатам деятельности туляков. Прежде всего это очерк об исследовании места гибели колесной яхты «Ливадия», принадлежавшей семье императора Александра II. Осенью 1878-го на пути из Севастополя в Одессу царское судно напоролось на риф у Тархан-Кутского маяка на западном побережье Крыма. Нашлось в журнале и место для статьи об участии представителей нашей области в экспедиции на Кольский полуостров, где шел поиск легендарной северной страны Гипербореи.
Олег Золотарев пообщался на фестивале с известным в России и за рубежом аквалангистом из города Тольятти, автором книги «Черноморские катастрофы» Александром Елкиным, который поделился секретами консервации металлических предметов, десятилетиями пролежавших в соленой воде. В нынешнем году тольяттинец планирует организовать ряд погружений на Украине. В последнее время дно Черного моря привлекает все большее число любителей истории. Чего только стоит немецкий транспорт «Волга-Дон», торпедированный советской подводной лодкой в 1943 году. Судно перевозило орудия, легковой автомобиль, боеприпасы для авиации – общий вес груза составлял более 320 тонн! Сейчас корабль лежит на глубине 30 метров. Заглянуть в его отсеки – мечта сотен дайверов. Ведь там есть и вражеские награды, и печати, и даже чудом сохранившиеся газеты! Как не прикоснуться к такому судну?
– Ну а в наших планах – обследование акватории у Новороссийска, где, по моим сведениям, в XVIII веке затонул российский фрегат. Спасшийся экипаж был тогда пленен абазинцами, потом его выкупили турки… Возвращение матросов домой растянулось надолго. Один из моряков попал на родину лишь спустя 25 лет! Кроме того, собираемся в нынешнем году в Армению и Киргизию – совершим там погружения в озера Севан и Иссык-Куль. Вместе с туляками изучением загадок этих водоемов займутся всемирно известные путешественники Федор Конюхов и Карен Балаян, – рассказал «ТИ» Олег Золотарев.
Сергей МИТРОФАНОВ
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий