Общество
09:00, 23 сентября 2016
Иван-царевич и Машенька без головы
В пятидесятые–шестидесятые годы прошлого века было принято дарить друг другу на дни рождения и праздники фарфоровые статуэтки – милые вещицы, украшавшие скромный быт строителей коммунизма. Сейчас интерес к ним переживает второе рождение.
Нелли ЧУКАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
Родом из детства
– Страсть коллекционирования настигла меня незаметно, хотя, как сейчас понимаю, шла к этому долгие годы. В детстве часами могла любоваться фарфоровыми фигурками птиц и животных, выставленными за стеклом бабушкиного серванта. Иногда мне разрешалось подержать какую-либо скульптурку в руках, и тогда детскому счастью просто не было предела, – поделилась воспоминаниями тулячка Алина Маслякова, встреченная на Центральном рынке Тулы. – У бабушкиной сестры на комоде стояла невероятная красавица – композиция «Хозяйка Медной горы», а моей маме ее крестный подарил на день рождения вообще потрясающую вещь – Иван-царевич вместе с Василисой Прекрасной мчится на Сером Волке.
Получив от бабушки в наследство с десяток фарфоровых статуэток советской эпохи, я стала по случаю докупать интересные образцы и теперь уже могу гордиться коллекцией. В основном собираю серии «Животные», а также «Сказки».
Часто мне попадались хорошие вещи в «Букинисте» на проспекте Ленина. Там купила и «Хозяйку Медной горы», ведь с детства о ней мечтала, но с тех пор, как магазин закрылся, хожу на рынок. Здесь, на барахолке, всегда можно найти что-то новенькое и сторговаться с продавцом. Поскольку собираю коллекцию для души, а не как вложение средств, иногда покупаю безделушки с небольшим брачком, сколами и трещинками – так дешевле. Приобрела тут «Ивана-царевича с Царевной-лягушкой», «Аленушку с братцем Иванушкой-козленочком», «Жар-птицу», «Емелю», а сегодня вот присмотрела «Старика с золотой рыбкой»…
Балерина
балерине рознь…
Практически все фарфоровые заводы СССР, помимо посуды, выпускали статуэтки – Ленинградский (бывший Императорский фарфоровый завод), Гжельский, Дулевский, завод в Вербилках, в Конакове, Ломоносовский фарфоровый завод, а также ряд предприятий в братских республиках – в Белоруссии, Латвии, Армении, Украине.
Самые дорогие статуэтки советской поры – те, что были сделаны в 1920–40-е годы. Это «Матрос со знаменем», «Матрос с цветком», «Работница, вышивающая знамя», «Красногвардеец». Цены на них стартуют с отметки в 1,5 тысячи долларов! Например, уникальную физкультурницу-динамовку 1939–1940 годов ленинградского завода в одном из каталогов предлагают аж за 500 000 рублей. Придумала ее скульптор Н. Я. Данько, которой принадлежат еще и «Рабфаковцы», и «Партизан в походе».
Подешевле стоят «Мичуринки» – три колоритные девчушки, что-то зелененькое высаживающие на грядке, – 100 000 рублей, композицию «Счастливое детство», состоящую из трех малышей, каждый из которых занят своими делами, можно купить за 96 000 рублей, «Свинарку» с розовым поросенком в руках – за 75 000 рублей.
А вот послевоенные экземпляры реально приобрести и за тысячу, и за пять-десять тысяч рублей. Их-то чаще всего и собирают нынешние обыватели. Но и тут все зависит от того, насколько композиция редкая. Вот, например, «Калмычка с книгой» и «Уборщица хлопка» 1950-х годов стоят больше 100 000 рублей. Мама, собирающая первоклассницу в школу, – 75 000 рублей. А та же «Хозяйка Медной горы» продается за 5000 рублей. Или вот балеринки. За популярную «Машеньку» от ЛФЗ просят 3000 рублей, за «Балерину Дудинскую» – от 4500, а «Балерина Пилецкая» встречается куда реже и потому «тянет» аж на 54 000 рублей.
Ничто прекрасное не чуждо
Заинтригованные, отправляемся по торговым рядам тульской барахолки.
Вот это да! Между воротником из чернобурки (хороший воротник, уверяет хозяйка, еще 70-х годов прошлого века, тогда ж дрянь не делали! И сохранность отличная – в махорке потому что полвека пролежал) и стопками разномастных тарелок видим фарфоровую свинарку – точь-в-точь из каталога, где она оценена в 75 000…
– Сколько ж стоит ваша красавица? – спрашиваем.
– Десять тысяч, потому как фигура довоенная и в отличном состоянии, вот и клеймо есть, и цена указана, – поясняет продавец. – Мне ее на продажу соседка отдала, очень уж той деньги нужны.
– А откуда все эти вещи? – интересуемся, окинув взглядом разномастный товар, разложенный на клеенке и развешанный на веревке вдоль рыночной стены.
Есть здесь и линялый плюшевый ковер с оленями, советских времен железный будильник с «пимпочкой» и облезлые кофты из ангорки, замшевый пиджак с заклепками и плиссированные юбки, неподъемный утюг, стеклянные детские бутылочки, толкушка для картошки, мышеловка, ржавые ножницы и чугунные сковородки. Рядом – длинноносые, как у Старика Хоттабыча, лакированные мужские ботинки и… противогаз! Вот одна из покупательниц заинтересовалась белой кружевной занавеской…
– Да что дома было, то и принесла, – с нескрываемой надеждой поглядывая на женщину, отвечает продавщица. – Что-то свое, а что-то отдают дети. Им ведь все новое подавай, а вещи-то еще совсем хорошие, не выбрасывать же? У меня с моей пенсией каждая копеечка на счету. Эх, не взяла дамочка тюль-то… А хорошая ж вещь, и всего за пятьдесят рублей отдаю! Возьмите вы, а?
Вежливо отказавшись от шторки, идем дальше. На раскладном столике мужичок со следами неумеренных возлияний на лице расставил свой товар.
– Купите овчарку! В прекрасном состоянии, 1960-х годов вещица, всего тысячу прошу. А вот «Счастливое детство», или «Маленький Ленин», кому как больше нравится – и тоже за тысячу, – принимается рекламировать свой товар господин. – Берите-берите, я очень дешево отдаю. Только что сам их по шестьсот рублей купил. А вот балерина «Машенька» Ленинградского фарфорового завода. У нее, честно скажу, головка приклеена, только поэтому продам за тысячу, а так они по три и дороже. Ну не хотите за тысячу, берите по семьсот…
…Бабуся, разложившая всякий-разный товар на прилавке во фруктово-овощных рядах, между прочим, предлагала здоровенную корзину белых грибов. И не каких-нибудь фарфоровых, а совершенно настоящих! Хотя и фарфора на ее столе хватало. Но цену этим безделицам бабка знает!
– Тыщ-ща! Вещь старинная, советских годов! – как-то недобро зыркнув на маленькую белочку, которую я взяла с прилавка, заявила старуха.
Фигурки чуть больше у нее стоят от двух до пяти тысяч рублей. Статуэток много, и одних только белочек, грызущих орешки, я насчитала семь штук. Интересно, что, придя на рынок несколько дней спустя, ни одного из этих симпатичных рыжих грызунов я на прилавке старухи не обнаружила. Товара по-прежнему было много, но – уже совершенно другого!
– А что вы думаете? Выходные ж были! В субботу-воскресенье москвичи все сметают с прилавков, – пояснил бабкин конкурент, торгующий по соседству. – Что вам предложить? Стекло для керосинки на дачу? Ну, это страшный дефицит. Отдельно стекол нет, возьмите у меня всю керосинку за 700 рублей. Вот, полный комплект. Не хотите? Ну тогда за 500…
Возвращаясь ни с чем с базара, снова остановилась у продавца, пытавшегося сбыть мне на днях балеринку. Крошечная блондинка по-прежнему стояла на столике, грустно склонив свою подклеенную головку… Вспомнив, что дома у меня есть танцовщица-брюнетка со склеенной ножкой, решила раскошелиться. В конце пятидесятых годов прошлого века эту скульптурку старший брат моего отца, собираясь в армию, купил для любимой девушки. И даже сделал на донце дарственную надпись карандашом. Но то ли так и не решился преподнести, то ли девушка впоследствии вернула подарок, но балерина осела в бабушкином серванте. Давным-давно нет на свете ни бабушки, ни дяди, а фарфоровая фигурка уже несколько десятилетий хранится в моем доме. Теперь балеринок две. Может, это тоже начало коллекции?
Решила поделиться с коллегами своей маленькой радостью и вот какую историю услышала в ответ…
– Делали мы как-то репортаж с городской свалки, – ударился в воспоминания редакционный фотограф Геннадий Поляков. – Заходим в хибару бомжа, который на помойке и работает, и живет. Кругом грязь, хлам, драное тряпье, вонища несусветная, а в одном углу – столик, любовно накрытый некогда белой кружевной скатеркой. На столике – десятка два замызганных фарфоровых статуэток… Все-таки сильна в человеке тяга к прекрасному!
Нелли ЧУКАНОВА
Елена КУЗНЕЦОВА
Родом из детства
– Страсть коллекционирования настигла меня незаметно, хотя, как сейчас понимаю, шла к этому долгие годы. В детстве часами могла любоваться фарфоровыми фигурками птиц и животных, выставленными за стеклом бабушкиного серванта. Иногда мне разрешалось подержать какую-либо скульптурку в руках, и тогда детскому счастью просто не было предела, – поделилась воспоминаниями тулячка Алина Маслякова, встреченная на Центральном рынке Тулы. – У бабушкиной сестры на комоде стояла невероятная красавица – композиция «Хозяйка Медной горы», а моей маме ее крестный подарил на день рождения вообще потрясающую вещь – Иван-царевич вместе с Василисой Прекрасной мчится на Сером Волке.
Получив от бабушки в наследство с десяток фарфоровых статуэток советской эпохи, я стала по случаю докупать интересные образцы и теперь уже могу гордиться коллекцией. В основном собираю серии «Животные», а также «Сказки».
Часто мне попадались хорошие вещи в «Букинисте» на проспекте Ленина. Там купила и «Хозяйку Медной горы», ведь с детства о ней мечтала, но с тех пор, как магазин закрылся, хожу на рынок. Здесь, на барахолке, всегда можно найти что-то новенькое и сторговаться с продавцом. Поскольку собираю коллекцию для души, а не как вложение средств, иногда покупаю безделушки с небольшим брачком, сколами и трещинками – так дешевле. Приобрела тут «Ивана-царевича с Царевной-лягушкой», «Аленушку с братцем Иванушкой-козленочком», «Жар-птицу», «Емелю», а сегодня вот присмотрела «Старика с золотой рыбкой»…
Балерина
балерине рознь…
Практически все фарфоровые заводы СССР, помимо посуды, выпускали статуэтки – Ленинградский (бывший Императорский фарфоровый завод), Гжельский, Дулевский, завод в Вербилках, в Конакове, Ломоносовский фарфоровый завод, а также ряд предприятий в братских республиках – в Белоруссии, Латвии, Армении, Украине.
Самые дорогие статуэтки советской поры – те, что были сделаны в 1920–40-е годы. Это «Матрос со знаменем», «Матрос с цветком», «Работница, вышивающая знамя», «Красногвардеец». Цены на них стартуют с отметки в 1,5 тысячи долларов! Например, уникальную физкультурницу-динамовку 1939–1940 годов ленинградского завода в одном из каталогов предлагают аж за 500 000 рублей. Придумала ее скульптор Н. Я. Данько, которой принадлежат еще и «Рабфаковцы», и «Партизан в походе».
Подешевле стоят «Мичуринки» – три колоритные девчушки, что-то зелененькое высаживающие на грядке, – 100 000 рублей, композицию «Счастливое детство», состоящую из трех малышей, каждый из которых занят своими делами, можно купить за 96 000 рублей, «Свинарку» с розовым поросенком в руках – за 75 000 рублей.
А вот послевоенные экземпляры реально приобрести и за тысячу, и за пять-десять тысяч рублей. Их-то чаще всего и собирают нынешние обыватели. Но и тут все зависит от того, насколько композиция редкая. Вот, например, «Калмычка с книгой» и «Уборщица хлопка» 1950-х годов стоят больше 100 000 рублей. Мама, собирающая первоклассницу в школу, – 75 000 рублей. А та же «Хозяйка Медной горы» продается за 5000 рублей. Или вот балеринки. За популярную «Машеньку» от ЛФЗ просят 3000 рублей, за «Балерину Дудинскую» – от 4500, а «Балерина Пилецкая» встречается куда реже и потому «тянет» аж на 54 000 рублей.
Ничто прекрасное не чуждо
Заинтригованные, отправляемся по торговым рядам тульской барахолки.
Вот это да! Между воротником из чернобурки (хороший воротник, уверяет хозяйка, еще 70-х годов прошлого века, тогда ж дрянь не делали! И сохранность отличная – в махорке потому что полвека пролежал) и стопками разномастных тарелок видим фарфоровую свинарку – точь-в-точь из каталога, где она оценена в 75 000…
– Сколько ж стоит ваша красавица? – спрашиваем.
– Десять тысяч, потому как фигура довоенная и в отличном состоянии, вот и клеймо есть, и цена указана, – поясняет продавец. – Мне ее на продажу соседка отдала, очень уж той деньги нужны.
– А откуда все эти вещи? – интересуемся, окинув взглядом разномастный товар, разложенный на клеенке и развешанный на веревке вдоль рыночной стены.
Есть здесь и линялый плюшевый ковер с оленями, советских времен железный будильник с «пимпочкой» и облезлые кофты из ангорки, замшевый пиджак с заклепками и плиссированные юбки, неподъемный утюг, стеклянные детские бутылочки, толкушка для картошки, мышеловка, ржавые ножницы и чугунные сковородки. Рядом – длинноносые, как у Старика Хоттабыча, лакированные мужские ботинки и… противогаз! Вот одна из покупательниц заинтересовалась белой кружевной занавеской…
– Да что дома было, то и принесла, – с нескрываемой надеждой поглядывая на женщину, отвечает продавщица. – Что-то свое, а что-то отдают дети. Им ведь все новое подавай, а вещи-то еще совсем хорошие, не выбрасывать же? У меня с моей пенсией каждая копеечка на счету. Эх, не взяла дамочка тюль-то… А хорошая ж вещь, и всего за пятьдесят рублей отдаю! Возьмите вы, а?
Вежливо отказавшись от шторки, идем дальше. На раскладном столике мужичок со следами неумеренных возлияний на лице расставил свой товар.
– Купите овчарку! В прекрасном состоянии, 1960-х годов вещица, всего тысячу прошу. А вот «Счастливое детство», или «Маленький Ленин», кому как больше нравится – и тоже за тысячу, – принимается рекламировать свой товар господин. – Берите-берите, я очень дешево отдаю. Только что сам их по шестьсот рублей купил. А вот балерина «Машенька» Ленинградского фарфорового завода. У нее, честно скажу, головка приклеена, только поэтому продам за тысячу, а так они по три и дороже. Ну не хотите за тысячу, берите по семьсот…
…Бабуся, разложившая всякий-разный товар на прилавке во фруктово-овощных рядах, между прочим, предлагала здоровенную корзину белых грибов. И не каких-нибудь фарфоровых, а совершенно настоящих! Хотя и фарфора на ее столе хватало. Но цену этим безделицам бабка знает!
– Тыщ-ща! Вещь старинная, советских годов! – как-то недобро зыркнув на маленькую белочку, которую я взяла с прилавка, заявила старуха.
Фигурки чуть больше у нее стоят от двух до пяти тысяч рублей. Статуэток много, и одних только белочек, грызущих орешки, я насчитала семь штук. Интересно, что, придя на рынок несколько дней спустя, ни одного из этих симпатичных рыжих грызунов я на прилавке старухи не обнаружила. Товара по-прежнему было много, но – уже совершенно другого!
– А что вы думаете? Выходные ж были! В субботу-воскресенье москвичи все сметают с прилавков, – пояснил бабкин конкурент, торгующий по соседству. – Что вам предложить? Стекло для керосинки на дачу? Ну, это страшный дефицит. Отдельно стекол нет, возьмите у меня всю керосинку за 700 рублей. Вот, полный комплект. Не хотите? Ну тогда за 500…
Возвращаясь ни с чем с базара, снова остановилась у продавца, пытавшегося сбыть мне на днях балеринку. Крошечная блондинка по-прежнему стояла на столике, грустно склонив свою подклеенную головку… Вспомнив, что дома у меня есть танцовщица-брюнетка со склеенной ножкой, решила раскошелиться. В конце пятидесятых годов прошлого века эту скульптурку старший брат моего отца, собираясь в армию, купил для любимой девушки. И даже сделал на донце дарственную надпись карандашом. Но то ли так и не решился преподнести, то ли девушка впоследствии вернула подарок, но балерина осела в бабушкином серванте. Давным-давно нет на свете ни бабушки, ни дяди, а фарфоровая фигурка уже несколько десятилетий хранится в моем доме. Теперь балеринок две. Может, это тоже начало коллекции?
Решила поделиться с коллегами своей маленькой радостью и вот какую историю услышала в ответ…
– Делали мы как-то репортаж с городской свалки, – ударился в воспоминания редакционный фотограф Геннадий Поляков. – Заходим в хибару бомжа, который на помойке и работает, и живет. Кругом грязь, хлам, драное тряпье, вонища несусветная, а в одном углу – столик, любовно накрытый некогда белой кружевной скатеркой. На столике – десятка два замызганных фарфоровых статуэток… Все-таки сильна в человеке тяга к прекрасному!
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий
Ранее на тему
Тула присоединяется к глобальному событию
22 сентября, 13:56
Полк, отстоявший Тулу
21 сентября, 18:21
Оружейное дело фон Гилленшмидта
21 сентября, 18:20
Первый в армии
20 сентября, 17:27