Общество

00:00, 03 июня 2017

К детству нужно относиться серьезно

На днях Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому 2018–2027 годы объявлены в нашей стране Десятилетием детства – защите детей в этот период будут уделять особое внимание. Легко ли быть ребенком в наши дни, какие возможности открывает перед ними современность и какие трудности создает? Об этом «ТИ» ведут речь в День защиты детей.

Поколение цифровых технологий

Анна ЯНЧЕВА
Геннадий ПОЛЯКОВ

Современных детей часто называют поколением цифровых технологий. Сегодня уже мало кто удивляется, что даже 3-летний ребенок лучше, чем бабушка и дедушка или даже мама и папа, разбирается в телефонах, планшетах и других новомодных гаджетах. 
Разница между современным молодым поколением и детьми прошлых лет видна невооруженным глазом. Достаточно сравнить игры, в которые играют сегодня и играли тогда. Наше поколение выросло в то время, когда была стабильность, не было интернета, а по телевизору показывали всего пару каналов. Живое общение со сверстниками ничем нельзя было заменить. Вся жизнь кипела во дворах, гулять – всей командой.
Лет двадцать у детей не было компьютеров и интернета, но было много увлечений, а главное, друзей – реальных, а не виртуальных. Мы уходили из дома утром, а возвращались под вечер, катались на велосипедах, играли в «казаки-разбойники», «вышибалу», «море волнуется раз», «резинки», «классики», пионербол, прятки, салочки и жмурки.
Мальчики играли в «войнушку», оружие для которой создавали сами из досок, палок, железок. Все помнят, конечно, что неотъемлемыми атрибутами мальчишек, чего греха таить, были металлические трубки для плевания и рогатки, которые тоже мастерили самостоятельно из подручных средств. Девчонки тоже мастерили – например, кукол из цветов, росших на улице. В Туле были очень популярны куклы из мальвы. Делалось это просто и быстро. Нужны были только раскрывшийся бутон цветка для платья, закрытый – для головы и палочка – для их соединения. А потом девочки хвастались ими друг перед другом.
Играли в «вышибалки», для этого крышки от бутылок раскладывали в ряд и ударяли по ним. Те, которые переворачивались, становились твоими. Популярна была игра в «колечко», которое нужно было незаметно вложить кому-то в ладонь, а другие должны были угадать, у кого оно, и не дать игроку убежать.
Случалось, развлечения родителей «цифровых» детей оказывались за гранью допустимого. Бывало, играли ртутными шариками, которые собирали руками в баночку, а потом сравнивали, у кого этот шарик больше.
Новое поколение вряд ли будет играть с опасной ртутью, ведь оно развивается в век социальных сетей, форумов, чатов. Но вряд ли стоит винить лишь детей в том, что они не хотят играть во дворах и читать книжки. Ведь в основном они копируют поведение взрослых, которые сами разучились общаться, просиживают за планшетами и телефонами дни напролет, не уделяя внимания собственным детям, предоставив их самим себе.
Может быть, взрослым стоит начать с себя? И наши дети не настолько глупы и вполне способны оценить, что такое хорошо и что такое плохо? Просто нужно им немного помочь правильно расставить приоритеты. А это тоже во многом зависит от нас, взрослых.


Кимоно или клюшка?

Андрей ЖИЗЛОВ

Если вы опасаетесь, что ваше чадо, насильно отправленное в художку или музыкалку, будет вспоминать из детства только ненавистный мольберт и выматывающее разучивание гамм, лучше сделать выбор в пользу спортивной школы.
Спорт хорош разнообразием – среди десятков видов, которые культивируются в Тульской области, всегда можно выбрать свой: от шашек и шахмат до футбола и волейбола, от карате и бокса до спортивного ориентирования и художественной гимнастики.
При этом стоит обратить внимание, что в спорт нынче приходят в более раннем возрасте. На карате, художественную гимнастику и футбол принимают детей уже с пяти лет.
Понижается возрастная планка и для игровых видов. В последние годы в Тульской области появился ряд сетевых детских футбольных школ, где работают с 5-летними мальчишками. В муниципальной ДЮСШ «Арсенал» самые младшие ребята сейчас – 2009 года рождения.
Что нужно учесть, если вы решили отдать ребенка в спорт? Во-первых, его желание. Легкоатлетическая дорожка или футбольный мяч могут стать еще ненавистнее упомянутых гамм – если спортом заниматься принуждают. Расскажите ребенку о том или ином виде спорта, сходите с ним вместе на соревнования – и он сам почувствует интерес.
Во-вторых, никуда не денешься от финансового вопроса. И речь в данном случае не о плате за сами занятия: муниципальные спортшколы работают бесплатно. Но ребенка нужно еще и одеть, купить ему инвентарь. Например, хоккей сколь популярен, столь и дорог – полная экипировка для ребенка обойдется в десятки тысяч руб­лей. Безусловно, недешево растить в семье и юного теннисиста. Траты в любом случае будут, но можно смотреть по семейному бюджету: выбирать все равно будет из чего.
В-третьих, нужно знать, кто будет тренером. К счастью, и тульские, и районные школы могут похвастать сильным составом: работают здесь и чемпионы мира, и участники Олимпиад, и заслуженные тренеры страны. И все же выберите время пообщаться с тем, кто станет наставником для вашего ребенка, – так вы поможете и ему, и тренеру.
В-четвертых, не забывайте интересоваться тем, как занимается ваш сын или ваша дочь. Часто тренеры разрешают родителям присутствовать на тренировках, соревнованиях – и такой возможностью следует пользоваться. Чувствовать поддержку родителей для маленького спорт­смена очень важно.


Растить Эйнштейна или дарить радость?

Алиса Светлова

Сегодня как никогда много говорят о раннем развитии. «Развивашками» маленького человека начинают пичкать еще с пеленок. Сначала это игрушки невероятных конструкций, имеющие не вполне ясное и для взрослого человека предназначение, и дорогущие книжки для ребятни ясельного возраста – с рисунками, которым позавидовал бы сюрреалист Дали.
Ребенок растет, и «развивашек» в его жизни становится больше. В год-полтора у него уже практически нет времени на то, чтобы копаться в песочнице или бегать по детскому городку. Он вынужден активно развивать мелкую моторику, перебирая крошечные предметы, врученные мамой, корпеть над учебными пособиями для тех, кому «до», и смотреть опять же развивающие мультфильмы, от озвучки которых филологи хватаются за сердце.
Дальше – больше. Примерно в то время, когда советские дошколята начинали осваивать азы лазания по заборам и деревьям, а также игры в салочки и прятки на свежем воздухе, современных детей записывают на курсы.
В областном центре таковых великое множество. Для привлечения родителей организаторы занятий частенько включают в название имена прославленных педагогов прошлого – уроки по методике такого-то, занятия по системе такой-то. Причем, если такой-то и такая-то были бы до сих пор в добром здравии и имели бы возможность посетить эти занятия, удивлению их не было бы предела. Действительно, порой громкое имя на табличке отнюдь не означает, что на занятиях действительно используются принципы обучения Корчака, Дистервега или Ушинского.
Одна тульская мама с нетерпением ждала, когда ее первенец достигнет необходимого для курсов возраста. И как только парнишке исполнился год с небольшим, отправила его на занятия – летом, в рамках подготовки к детскому саду. Июнь, июль и август, пока сверстники ее сынишки носились под солнышком по улице, ребенок по нескольку часов в неделю занимался на курсах. В помещении даже в жару было холодно и сыро, малыш регулярно болел, но родители поставили себе задачу воспитать маленького гения и упорно водили будущего Эйнштейна на уроки. На вопрос, а чем же с их ребенком там занимаются, четкого ответа мама дать не могла: «Ну, там же столько всего». Сентябрьский итог был следующим. Говорить ребенок не научился (произошло это, кстати, через пару месяцев после начала посещения обычного садика), к рисованию, лепке и конструированию остался индифферентен. Главным плюсом стало обретение мамой «развивательных» единомышленниц, с которыми теперь они регулярно обмениваются свежими идеями. Кстати, стоит отметить, что стоимость одного группового занятия с полуторагодовалым мальчишкой или девчонкой для родителей вполне сопоставима с полуторачасовым занятием с хорошим репетитором в рамках подготовки к ЕГЭ или поступлению в вуз.
Стремящиеся воспитать маленького гения мамы и папы никак не могут пройти и мимо возможности раннего обучения иностранным языкам. Помню, как вздыхал мой вузовский преподаватель по методике обучения английскому: «Лет до шести-семи это вовсе неэффективно. Если ребенок не живет в билингвальной среде, подобные занятия – просто деньги на ветер». Можно попытаться возразить – лет 150 назад французскому чуть ли не с пеленок учили. Да, учили, но создавая именно билингвальную, или двухъязыковую, среду. Мадам и месье, занимавшиеся с детками, чаще всего были носителями языка, поэтому и результат был феноменальным. А «май нейм из Маша» или «уан, ту, фри» и так максимум до «твелв» – фразы и слова, которые родители частенько просят свое чадо продекламировать на зависть окружающим – в разы быстрее запоминаются в школьном, в не в нежном возрасте.
В общем, платить или не платить, развивать или не развивать, каждый родитель решает сам. Главное, чтобы решение это было продиктовано не модой, желанием не отставать от друзей и коллег или еще чем-то, а в первую очередь потребностями самого ребенка. И еще – выбирая те или иные курсы, лучше поинтересоваться, чем же там будут заниматься с малышом. Вдруг выйдет так, что и сама мама совершенно бесплатно, зато с большим вниманием и заботой сможет донести до сыночка или дочки знания и умения.


Незабываемые лапы и попкорн с жидким азотом

Сергей МИТРОФАНОВ

руг несколько лет назад рассказывал про своего ребенка: «Знаешь, так привык к тому, что дочка ходила в детсад: утром отвели – вечером забрали. И так каждую неделю, каждый год… А тут бац: незаметно как-то выросла – уже пора идти в первый класс. Прощай, садик! А так хочется, чтобы она всегда оставалась маленькой». Собственно, теперь я могу точь-в-точь повторить слова товарища. Говорю воспитателям накануне детсадовского выпускного: «Так не хочется с вами расставаться! И дальше к вам ходили бы да ходили». В ответ улыбаются: «Надо было второго заводить! Вот и ходили бы». И уже с грустью добавляют: «Да нам тоже жаль с вашими детками прощаться. Мы на репетициях выпускного не раз плакали».
Да и на самом выпускном были слезы – только уже родителей. Группа «Лисички» в нынешнем составе доживает последние недельки… Потом – кто на дачу к бабушкам, кто «на юга» укреплять здоровье перед школой. А пока из проигрывателя несется:

«Здесь жирафы и мишки,
Крокодилы и пони.
Бегемоты, собаки, котята и тролли.
Эти мягкие лапы, эти уши смешные
Не забудем с тобой,
когда станем большими».

Малышня поет, танцует, читает стихи… Взрослые спешат все запечатлеть – тут тебе и любительская фото- и видеосъемка, и профессио­нальная: все зависит от кошелька родителей. Есть «лишняя» денежка? Заказывай оператора и фотографа. Нет? Тогда «сами с усами».
Кстати, насчет финансов. Платить придется не только за услуги фотографа и видеооператора, но и за аниматоров. Ну и, разумеется, готовьте денежки на платье/костюм, колготки, ботиночки/сандалии, заколки и прочие уже мелкие расходы типа заказа такси. Уточню, что, как известно, нет предела совершенству – платье ведь можно купить и за миллион…
Приятно, что работники сада вручали родителям благодарственные письма за воспитание ребенка, а малышам – наборы-портфели к школе. А вечером всех повезли в «Мануфакторию». Там ребятня отрывалась по полной – осваивала различные профессии типа пожарного, полицейского и так далее, ужинала в кафе, смотрела представления «магов науки»: мальчишкам и девчонкам демонстрировали любопытные опыты. В одном из них принял участие и автор этих строк, проглотив попкорн, сдобренный жидким азотом (в домашних условиях не повторять!). Детворе же это делать не разрешали: «Это кушанье для взрослых языков». А на следующий день в саду ребятня с восторгом делилась: «А помнишь это вчера? А помнишь то?» Они еще не догадываются: поезд под названием «Детский садик» медленно, но верно набирает ход: он еще виден, но скоро исчезнет из жизни, оставив о себе только теп­лые воспоминания.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий