Общество

09:00, 12 февраля 2016

Как на Посад дорога вернулась

 Людмила ИВАНОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Возле машинного двора Анастасова монастыря кипит, цветет вербочка-подросток. Пригревшись на солнечном склоне, она и думать забыла, что на дворе – начало февраля, который в любую минуту может разра­зиться лютой стужей. По высокому склону бежит к реке осмелевший ручей. Снега вокруг совсем мало, будто и не было неделю назад непролазных сугробов.

– Были, да еще какие! – говорит Александр Васильевич Соколов из Нижнего Посада, что в двух километрах от села Анастасова. – Навалило столько, что ни пройти, ни проехать. А главное – дорогу занесло…

Край
непуганой зимы
На Нижнем Посаде – полтора десятка домов. Нынешней зимой здесь живут три человека – Александр Васильевич с женой да его дальний родственник. Иногда в выходные наведывается кто-то из дачников – посмотреть, все ли цело. Но намного чаще забредают незваные гости: к примеру, хозяевами чувствуют себя зайцы. Пока наша редакционная легковушка пробиралась к дому Соколовых, спугнула двоих.
Осмелели и лисы. В округе совсем не видно мышиных следов, поговаривают, что и кротов стало меньше, поэтому рыжие плутовки подходят к человеческому жилью, охотятся на кур и кошек, роют снег прямо под носом у собаки, которая заходится лаем, но дальше цепи все равно бежать не может.

В километре
от цивилизации
Полное «безмашинье» и безлюдье – радужная мечта любого горожанина. Проза жизни начинается, когда понимаешь, что местная многострадальная грунтовка, в прошлом году наконец-то засыпанная старым асфальтом, уже покрылась ожидаемыми ямами; что единственный колодец завалился и отремонтировать его некому; и что по зимним заносам в деревню не пробьется ни одна автолавка.
– Ну «скорая» и пожарная проедут точно, у них вон какие колеса! – скажет кто-то в оправдание нечищеных дорог. Только ни у пожарных, ни у врачей таких колес нет, и если что, пробираться по сугробам им придется на своих двоих, а быстро ли побежишь, если снега по колено?
– От Нижнего Посада до Одоева – рукой подать. Мы – на низком берегу Упы, а он, прямо  через реку,  – на высоком. Только после снегопада мы оказались совсем отрезанными от цивилизации, – разводит руками Александр Васильевич. – Хорошо еще, что телефон действует. Стал я звонить в местную администрацию, просить почистить дорогу – там вроде и не отказали, но техника не приехала. Мы думали, может, спасателей пришлют, а их нет и нет. То же и на второй день. А мы и сами не можем в Одоев за продуктами или лекарствами сходить, и нам никто по сугробам не принесет. И насколько затянется это бездорожье – неизвестно, а с неба сыплет и сыплет.
И все-таки помощь в Нижний Посад подоспела. Так и напрашивается тут фраза «откуда не ждали». Но написать ее – значит покривить душой…

Слава Богу,
рядом монастырь
В то время, когда после долгих лет разрухи и запустения в Анастасовом монастыре снова затеплилась жизнь, насельники познакомились с семьей Соколовых.
Бывало, Александр Васильевич по бездорожью подвозил им что-то на телеге или жена его Надежда Никифоровна солила огурцы на  зиму. Только когда это было! Сегодня лошадь уже в прошлом, а из большого хозяйства у Соколовых остались только куры да кошки.
– У нас раньше корова была, поросенок, – вспоминает Александр Васильевич. – Баран с двумя овцами романовской породы – одна из них по четыре-пять ягнят давала. А сколько мы кабанов съели! Глядите, какой четырехлеток!
Александр Васильевич ныряет в сенцы и через минуту возвращается с… клыкастым черепом:
– Сейчас их в округе не найдешь, всех чума побила.
– А я, может, и теперь бы теленочка держала, да нигде не продаются, – подливая нам чай, размышляет вслух Надежда Никифоровна. – Травы-то у нас кругом много, можно и сена заготовить, только ему еще мука нужна, а на чем ее с рынка привезти? Для нас купить баллон газа – и то задача без решения. Раньше сходил в Одоев, деньги отдал – и бери. А сейчас –  сначала в банк, чтобы оплатить квитанцию, потом с ней до газовой службы, затем найми машину, привези. А каково это старому человеку? У нас сын в Одоеве работает, у него в субботу или воскресенье выходной – так и в газовой в это время тоже выходной. Слава Богу, монастырь рядом и отец Парфений нас не забывает. Монахи едут за газом для кухни, мы им деньги дадим – они и нам баллон завезут. И снег они же почистили. Увидели, что нас тут занесло, – проехал на тракторе со скребком послушник Андрей – и в деревню снова дорога вернулась! А вместе с ней и жизнь…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему