Общество

09:00, 29 ноября 2013

Как утолить кадровый голод

«Важнее кадровой тематики, слава богу, нет. Почему – слава богу? Потому что раньше главной проблемой было отсутствие денег. Однако финансирование налаживается, теперь важно обеспечить темпы роста производства», – считает министр промышленности и ТЭК региона Дмитрий Ломовцев. Он рассказал «Тульским известиям», почему предприятия региона испытывают кадровый голод и как они пытаются решить эту проблему.

Корень проблемы
В советское время была целая наука, которая занималась воспроизводством трудовых ресурсов и программами комплексной подготовки кадров с учетом территориальных и отраслевых пропорций. К сожалению, в настоящее время на федеральном уровне планирование подобного рода не проводится в прежнем масштабе. И поэтому мы исходим не из потребностей «сверху», то есть широкого качественного анализа, а из потребностей «снизу» – из того, что необходимо предприятиям. А эти потребности снизу лучше видны, как показывает практика, именно на региональном уровне.
Что же мы имеем? По факту – потерю как минимум двух поколений рабочих специальностей за девяностые-двухтысячные годы. Первоначально произошел серьезный отток кадров, связанный с сокращением предприятий. Затем – преобладающий набор в экономисты и юристы. Вузы готовили менеджеров, которые агрегируют информацию по корпоративным отчетам, но сами добавленную стоимость не создают.
В результате у нас доминирует отрасль торговли и сфера услуг, не дающие высокой добавленной стоимости. В них, по оценке Высшей школы экономики, заняты порядка 90 процентов малого и среднего бизнеса в России. На производствах ослаблена система подготовки квалифицированного персонала и практически утрачена система наставничества, при которой одно поколение передает опыт другому. Мы наблюдаем ситуацию, когда работники 50–60 лет, порой уже ушедшие на пенсию, передают знания студентам. Эти поколения связывает тонкая нить, и, если в ближайшее время не выстроить систему воспроизводства кадровых ресурсов, можно в принципе потерять компетенции.
В Тульской области проблема стоит особенно остро. На протяжении последних трех лет мы показываем опережающие темпы промышленного роста. За десять месяцев нынешнего года индекс промышленного производства составил 108,6 процента. Это выше, чем в среднем России, где показатель равен ста процентам. А любой прирост в экономике связан не только с повышением производительности труда, но и с дополнительной потребностью в кадрах. Соответственно, у нас такая потребность высока. Мы заинтересованы в тех людях, которые создают конкретный продукт и тем самым определяют поступления в бюджеты.

Совместными усилиями
Безусловно, наличие кадровой проблемы во многом обусловливает замедленный рост предприятий. Мы стараемся выработать комплексный подход к ее решению. И основное направление работы – развитие промышленных кластеров.
Большим прорывом стало завершение форсайт-анализа базовых отраслей промышленности, которые суммарно дают порядка 90 процентов валового регионального продукта. Мы брали группы предприятий в ОПК, машиностроении, металлургии, легкой и целлюлозно-бумажной промышленности и выявляли их общую потребность. Оказалось, что, кадровый голод испытывают практически все. К примеру, у нас остро не хватает швей – выпускницы школ просто не идут получать такое образование. Похожая ситуация с аппаратчиками в крупнотоннажной химии, операторами станков с ЧПУ и даже с горновыми.
Мы рассчитываем, что пилотным проектом в решении проблемы дефицита кадров станет формирование инновационного кластера на базе предприятий ОПК. С такой инициативой губернатор Владимир Груздев обратился к вице-премьеру Дмитрию Рогозину, он нас поддержал.
Речь идет не только об открытии дополнительных специальностей в вузах по подготовке недостающих специалистов для оборонки, а еще и о создании оптимальных жилищных условий. Такая мера поддержки, как строительство жилья для молодых сотрудников, на мой взгляд, должна быть. Конечно, это дорогостоящий проект, но предприятия показывают заинтересованность, и мы рассчитываем на поддержку федерального центра.
Также предлагается возобновить бронь для выпускников вузов, которые трудятся на оборонных предприятиях. Все вместе это даст молодым людям возможность оптимально планировать жизнь и карьеру.

Сотрудников надо искать… за партами
У кадрового вопроса есть и другая сторона, на которую нередко указывают промышленники: подготовка специалистов в учебных заведениях оставляет желать лучшего. Эта проблема имеет более глубокие корни, и решать ее будет сложнее просто потому, что предприятия по оснащению и применяемым технологиям ушли далеко вперед от основных образовательных программ.
К сожалению, я вынужден констатировать: начиная от школы и заканчивая профтехучилищами, подготовка по техническим дисциплинам не улучшается.
Мы рассчитываем, что областное министерство образования поработает над повышением престижа учителей этого профиля. Нам важно, чтобы школа готовила выпускников, которым в институте не придется заново прочитывать курс общей физики.
Со средним профобразованием еще труднее. Предприятия сегодня получают дорогостоящие станки по федеральным целевым программам. По большей части образовательные учреждения не могут позволить себе таких приобретений. Я думаю, здесь решение не столько в перевооружении учебных заведений, сколько в разработке комплексных программ совместно с предприятиями. У нас есть очень хороший пример белевского «Трансмаша»: обучение специалистов проходит на базе ТулГУ, а стажируются и готовят дипломные работы студенты на заводе. Правда, тиражировать этот опыт довольно сложно, поскольку в Белеве будущих машиностроителей ведут буквально со школьной скамьи.
И тем не менее сотрудничество вузов с предприятиями – перспективное направление. Активно работает в этом плане ТулГУ, открывая кафедры на производстве. Это не только совершенствует навыки выпускников, но и определяет круг их дальнейших научных интересов. Сейчас интересен опыт совместного вхождения в федеральную программу Тульского педагогического университета и Алексинского химкомбината. Заключенный между ними сетевой договор позволит привлечь дополнительное финансирование из федеральных источников. Подобные программы, рассчитанные на коллективные заявки предприятий и учебных заведений, будут действовать с 2014 года и по линии Минобрнауки.
Соб. инф.
 Геннадий ПОЛЯКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему