Общество

20:13, 22 октября 2013

Как воспитать человека?

Наталья Нестерова работает социальным педагогом в  тульском реабилитационном центре для несовершеннолетних № 1. Она именно тот человек, который помогает ребенку, ставшему аутсайдером в собственной семье, во дворе, в школе, заново выстроить утерянные связи.

Постоять за себя

У Нестеровой заразительная улыбка и волосы, по-учительски собранные в пучок. Наталья признается, что по работе ей приходится общаться не только с детьми и родителями, но и со следователями и полицейскими.
В отличие от психолога социальный педагог разрешает по большей части не внутренние, а внешние конфликты. Подсказывает членам семьи, как вести себя в той или иной ситуации.  
Наталья говорит, что все несчастные дети несчастливы по-своему.  Истории, которые приводят к ней подростков, никогда не повторяются. Среди тех, для кого центр на какое-то время становится домом, – сироты, сбежавшие из приюта, «трудные» дети и ребята из вполне благополучных семей. Ребенок остается в реабилитационном центре до тех пор, пока не наладится ситуация за его стенами.
Довольно часто, говорит Нестерова,  дети обращаются к ней сами.
– Нынешние подростки умеют за себя постоять: они звонят на телефон доверия,  в полицию, уполномоченному по правам ребенка. Могут даже товарищам подсказать, что делать, если дома стало совсем плохо, – рассказывает Наталья. – Недавно к нам попала тринадцатилетняя девочка, которую бил отчим. Ее направила  полиция, куда она позвонила сама. Теперь переживает за маму – вдруг приемный отец на нее тоже начнет поднимать руку. Девушка и в центр пришла,  чтобы вскрыть проблему, обратить на нее внимание…
Бывают и совсем другие истории – дочка поставила родителям ультиматум: не хочу жить дома, хочу в реабилитационном центре.
– Возможно, мама и папа были к ней недостаточно внимательны, – предполагает педагог. – Или, наоборот, задушили опекой, жестко контролировали. И девочка решила, что в центре глотнет свободы, но ведь и у нас тут свои правила есть.
Недавно сюда попал мальчик с плохим зрением. Недуг проявил себя уже довольно давно, но занятая собой мать так и не удосужилась сводить сына к врачу. Ситуацию приравняли к жестокому обращению с ребенком.
– Иногда родители приходят и заявляют: «У нас нет проблем, проблема в ребенке», – говорит Нестерова. – Но ведь так не бывает.  Мы начинаем разбираться, распутывать этот клубок, и оказывается, что какая-то неприятность произошла  несколько лет назад, о ней уже никто не помнит. Но событие обрастает негативом как снежный ком, катящийся с горы.

Возвращение
в семью

Наталья рассказывает: когда у ребенка начинаются проблемы с законом, родители, случается, просто отворачиваются от него.
И, если нужно идти на следственный эксперимент,  подростка сопровождает социальный педагог. Не только как специалист, обязанный проследить, чтобы никто не нарушил права ребенка. А как человек, который поддержит и успокоит.
На вопрос – почему родители «прячут голову в песок», Наталья отвечает, что зачастую дело в накопившейся усталости от семейных проблем.
– Мать иногда сама с собой не может договориться, не то что с ребенком, – поясняет Нестерова. – Причем речь даже не о молодой женщине – она как раз чаще оказывается «в теме», понимает, что происходит с ее чадом. Сложнее взрослым людям, у которых ребенок поздний.
Задача Нестеровой – сделать так, чтобы подросток, оказавшийся в социально-реабилитационном центре, все же вернулся в семью. Это главная, самая глобальная ее цель.
– Совсем недавно женщина, которой грозило лишение родительских прав, забрала от нас свою девочку, – рассказывает Наталья. –  Бросила пить, устроилась на работу. Она очень хотела вернуть дочку, но без нашей помощи не смогла справиться – была недостаточно грамотна в каких-то юридических вопросах…

Люблю,
но сказать не умею

Беда многих семей, говорит Наталья, в том, что они не умеют организовать свой досуг. Даже не догадываются, что можно вместе с домочадцами ходить в театр, цирк, на природу ездить. Для них антураж вечера в кругу семьи  – диван, телевизор и чашка чая. Разбредаются по своим углам, никто ни с кем не разговаривает, не делится проблемами. Это вроде заболевания, которое передается по наследству, – «мои родители со мной не проводили время, и я со своими детьми не буду».
– Когда члены семьи не понимают, что можно что-то делать всем вместе, что это сплачивает, делает счастливее, их учит социальный педагог, – поясняет Нестерова. – Мы можем пойти, например, в экзотариум. Или собрать сразу несколько «домов»  и куда-то выехать. Это называется у нас «Клуб путешественников».
Еще одна нередкая проблема – домочадцы не умеют проявлять свою любовь. Не делают подарков друг другу,  не говорят комплиментов. Всему этому тоже учит социальный педагог.
– Вы не думаете, что счастливая семья – это вообще какая-то сказочка, что так не бывает? – спрашиваю Наталью.
– Нет, я видела действительно гармоничные семьи, – отвечает она, и ее глаза начинают влажно блестеть. – Настоящие кланы, где все члены семьи друг за друга держатся, и это дает им возможность развиваться, расти личностно и в профессии…
Юлия ГРЕЧЕНКОВА
Андрей ЛЫЖЕНКОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий