Общество

09:00, 20 марта 2015

Хлеб войны от патронного

 Ольга ЛАНИНА

Каждый четвертый патрон Великой Отечественной войны был выпущен на Тульском патронном заводе. Вклад предприятия в победу был так велик, что  коллективу вручили на вечное хранение Красное знамя Государственного Комитета Обороны.


Дан приказ
им на Урал

Активная жизнь Тульского патронного завода началась задолго до Великой Отечественной войны. Коренная реконструкция предприятия стартовала сразу после его национализации в 1918 году. Строились новые корпуса, обновлялось оборудование, осваивалось производство биметалла взамен дорогостоящей латуни и мельхиора. Первый материал шел на гильзы к патронам, а второй – на оболочки для пуль.
За годы первых пятилеток появился практически новый патронный завод. В сентябре 1937 года патронное производство отделилось как самостоятельное предприятие, а в январе 1941-го ему присвоили имя Сергея Мироновича Кирова. В довоенный период завод выпускал 7,62 мм патроны к пулемету ШКАС, 7,62 мм винтовочные патроны, 7,62 мм пистолетные патроны ТТ и патроны к револьверу «Наган».
Великая Отечественная война не изменила профиль производства. Она лишь подхлестнула выпуск боевых патронов и резко увеличила объемы. До самой эвакуации завода рабочие стремились максимально помочь фронту…
Но в середине октября немецко-фашистские войска вышли на дальние подступы к Туле. Городской комитет обороны, объединивший гражданскую и военную власть, принял решение об эвакуации всех предприятий, в том числе и патронного завода. Основной состав уехал в город Юрюзань Челябинской области, а прокатное производство перебазировалось в город Нытва Пермской области. Невиданная по масштабам эвакуация прошла всего за 27 дней вместо положенных двух-трех месяцев.

Миллион патронов и сотня щитков
Завод опустел, но не прекратил функционировать. 27 октября заместитель наркома вооружения СССР Александр Николаевич Сергеев назначил исполняющим обязанности директора завода № 38 (такую нумерацию получил патронный завод имени С. М. Кирова) Николая Борисовича Давыдова. Документальные свидетельства тех лет гласят, что в конце октября сюда с передовой привозили покалеченные зенитные орудия. Немногочисленные рабочие тут же приступали к их ремонту. Некоторых запасных частей просто не было. Приходилось искать подходящие детали по ближайшим свалкам металлолома. Что-то переделывалось, приспосабливалось – адаптировалось, как сказали бы теперь. Дальше – больше. Дело дошло до ремонта танков со сложным механизмом. Никакого оборудования или инструмента практически не оставалось, станки собирали из старых, когда-то выброшенных и дефектных составляющих. Их ремонтировали и пускали в дело. Таким образом, сотни искореженных танков были восстановлены и отправлены на фронт.
Во время напряженных боев под Тулой рабочие патронного завода изготовили для Тульского рабочего полка миллион штук патронов, а для воинских частей – около 100 штук броневых щитков для ведения огня из автоматов и винтовок.

Без чертежей,
по памяти

После разгрома немцев под Москвой по приказу Городского комитета обороны Тулы и народного комиссара вооружения СССР нужно было восстанавливать весь завод, но в первую очередь – цех по производству боевых патронов для автоматов системы ППД, ППШ и пистолетов ТТ. Без финансовой и материально-технической поддержки из Москвы сделать это было просто невозможно. Все возникающие вопросы Давыдов решал лично с наркомом вооружения СССР Дмитрием Федоровичем Устиновым. Работа шла полным ходом. Ежемесячно завод должен был изготавливать по 1 миллиону патронов калибра 7,62 мм. Объемы производства с трудом, но набирали обороты. И в конце 1943 года предприятие уже работало на полную мощность. За исключением производства биметалла.
Оборудование привозили с других промышленных предприятий. Почти ничего не подходило под выпуск боевых патронов, но смекалка и знания оставшихся в Туле заводских умельцев помогли приспособить станки под новое для них производство. Рабочий и калибровочный инструмент изготавливали без чертежей, по памяти. Кроме того, насколько было возможно,  упрощалась технология изделий. Без ущерба для качества, конечно.
Уже в январе 1942 года восстанавливающийся завод изготовил 100 тысяч штук боевых патронов. Когда их проверили в стрельбе из автомата, то убедились, что в невероятных условиях рабочие и инженеры патронного могут творить чудеса.

Между двумя лампочками

Но больше, чем станков, не хватало людей. Костяк оставшихся специалистов наскоро обучал подростков, женщин и девушек. Суровая зима, нехватка продовольствия, отсутствие тепла и электричества в цехах не могли помешать восстановлению производства. Бригады монтажников работали при свете от временных костров по 16–18 часов в сутки.
Мало кто знает, что движение комсомольско-молодежных фронтовых бригад впервые появилось в Туле на патронном заводе. Девушки 15–18 лет объединялись в бригады и брали повышенные обязательства. Организатор одной из первых фронтовых бригад Вера Грызлова так вспоминала события грозных лет: «Зимой пробирал до костей холод. Согревались мы только в работе. Обеды были скудные. Бывало, разрежешь небольшой паек хлеба на мелкие дольки – и кажутся они вкуснее конфет! Но среди нас не было нытиков, все понимали, что идет вой­на. Часто не уходили из цеха по двое-трое суток, пока задание не выполнишь».
А вот воспоминание еще одного ветерана Нины Пушкиной: «Работали мы тогда по 12–18 часов без выходных. Все время горел свет. Перегорит лампочка – стараешься вздремнуть. Не пройдет и минуты – глядь, а уже несут другую… Выдавали нам по очереди стахановские талоны на обед: 100 граммов хлеба, щи и солянку. Трамваи не ходили, до завода добирались пешком. В дождь, в грязь шли напролом в галошах – «шахтерках».     

В преддверии Победы
Благодаря самоотверженному труду с начала 1942 года на предприятии действовало уже 12 цехов. А в апреле по приказу Устинова на завод прибыл эшелон из Челябинска – вместе с оборудованием и ведущими специалистами. Среди них были главный инженер М. А. Гершкович и главный технолог В. Н. Поляков. Начался серьезный технологический прорыв на всех направлениях и участках.
Так, для удешевления производства оболочка пули калибра 7,62 мм и пистолетного патрона ТТ стала изготавливаться не в две вытяжки, а в одну. Увеличивалась стойкость рабочего инструмента. Осваивалось производство 7,62 мм винтовочного патрона «Лим». Отрабатывалась технология стальных и биметаллических гильз без покрытия. Экономили даже на упаковке: вместо металлических коробок патроны укладывались в бумажную тару, пропитанную битумом.
Главной приметой времени становятся социалистическое соревнование и движение двухсотников и трехсотников. Это рабочие, которые брали обязательство выполнять по две и три нормы. Многие из них впоследствии были награждены орденами Ленина и Красного Знамени.
К концу 1943 года на заводе было изготовлено более 388 миллионов патронов. С этого же периода, не дожидаясь окончания вой­ны, здесь начинается переход на комплексно-автоматизированное производство. Автоматизировали операции снаряжения патронов, вставки капсюлей, проверки по отдельным калибрам монтажа пуль. Число таких станков на заводе в 1943 году выросло до 74,4 процента, благодаря чему производство 7,62 мм винтовочных патронов увеличилось на 165 процентов, пистолетных – на 203 процента.
1944 год принес некоторое облегчение, приближение долгожданной победы. И Наркомат вооружения поставил перед предприятием новую задачу – не снижая производства патронов, готовиться к выпуску мирной продукции.
…За время войны заводу девять раз присуждалось первое место и переходящее Красное знамя. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 августа 1944 года 44 рабочих и инженерно-технических работника были награждены орденами и медалями.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий