Общество

13:23, 05 октября 2018

Кибершкольник: телефон для жизни, или жизнь для телефона

Проверить, на сколько процентов заряжен мобильный, хватит ли этого до конца дня, есть ли деньги на сим-карте, работает ли мобильный интернет – так начинается каждый школьный день Владислава (по его просьбе имя изменено), шестнадцатилетнего туляка, ученика одной из тульских школ. Он не представляет свою жизнь без социальных сетей и интернета, однако, смартфон служит ему не только для общения. Благодаря ему Владислав с легкостью сдаёт все контрольные работы и на бумаге не имеет проблем с успеваемостью. «Если бы не было телефонов, нам бы приходилось идти на куда большие ухищрения, чтобы получать нормальные оценки», - говорит он.

Запретить и «непущщать»?

Напомним, что летом этого года министр просвещения Ольга Васильева прокомментировала полный запрет телефонов в школах Франции, рекомендуя российским школам стремиться к этому. Но не все поддерживают проведение такого запрета: вице-премьер России Татьяна Голикова считает, что не стоит запрещать мобильные телефоны, а нужно сделать так, чтобы дети сами перестали отвлекаться на них. Однако предложения такого рода возникают всё чаще: одни предлагают просто запретить использование телефонов на уроках, другие - собирать мобильные в начале учебного дня, возвращая после занятий. Третьи же и вовсе выступают за запрет смартфонов на территории школы, оставляя для связи с внешним миром городской телефон, находящийся у директора, охранника или в библиотеке. Но какой вариант будет оптимален для российских реалий? По данным ВЦИОМ 83% россиян поддерживают запрет мобильных в школах, но прийти к единой точке зрения они так и не могут.

Существуют и противники запрета, в первую очередь, школьники, которые указывают, что мобильный нужен на случай ЧП, для экстренной связи с родителями или просто как альтернатива переписыванию заданий с доски. Также телефон позволяет родителям быстро и удобно связаться со школьником и сообщить ему, что-либо важное. При отсутствии телефона единственным проводником информации становится классный руководитель или какой-либо другой работник школы, и далеко не вся информация приемлема для того, чтобы передавать ее, по сути, через чужого человека. Иногда звучит аргумент о возможном росте протестных настроений в среде подростков в случае запрета - они могут преднамеренно не соблюдать его.

Не роскошь, а средство общения

Сторонники же ограничений в школьной среде обращают внимание на социальное расслоение учеников: кто-то владеет дорогим телефоном, кто-то – дешёвым. Обладатели последних моделей смартфонов считаются круче тех, кто пользуется китайским аппаратом. Развитие технологий дает широкие возможности для списывания – сайтов с готовыми решениями задач и ответами на тесты с каждым днем становится все больше. Высокие оценки на экзаменах и тестах уже не гарантируют знания у учеников, во многих школах в регионах, где контроль над учениками слабее, чем в столице, школьники получают удовлетворительные оценки и оканчивают школу только благодаря смартфонам. В пользу запрета говорит и мировой опыт.

В западной Европе подобные законы существуют уже не первый год. Например, в Баварии телефоны официально запрещено использовать на территории школ, правда за некоторым исключением, но даже в этих случаях правом пользования обладают только учителя и персонал школы. В Италии телефоном разрешено пользоваться «только в

рамках учебного процесса», а в Бельгии и Великобритании этот вопрос решается в каждой школе отдельно. Но рассматривая западноевропейский опыт, следует также учитывать специфику и различия систем образования России и Европы. В большинстве западноевропейских стран ученик вправе заниматься на уроках тем, чем он хочет, может даже не посещать занятия, учитель не имеет прав делать ему замечания, российские школы устроены совершенно по-другому.

Поступить не по блату, а по смартфону?

Разумеется, реализация такой реформы столкнётся с определённого рода трудностями. На добровольных началах очень немногие захотят выполнять это, возможно стоило бы ввести некую систему наказаний за использование телефона в стенах школы, чтобы простимулировать учеников. Стоит изучить не только мнения работников системы образования, но и школьников и их родителей, знать настроения школьников разных возрастов, их точки зрения, иметь индивидуальный подход. Необходимо проанализировать практику других стран, отработать модели в пилотных школах. И только после этого принимать решение.

Однако медлить с обсуждением тоже нельзя, проблема становится актуальнее с каждым днём. А пока идёт дискуссия, Владислав собирается поступать в медицинский вуз и даже не думает в будущем отказываться от практики списывания из телефона. Когда он начнет самостоятельно оперировать, станет понятно, что при обсуждении запрета мобильных телефонов в школах нужно было действовать активнее, но тогда может быть уже поздно.

Михаил Остроухов

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему