Общество

09:00, 23 марта 2017

Кино. Фигуристы. Канализация

В 1951 году в Туле построили новый кино­театр и провели чемпионат Советского Союза по фигурному катанию, а в Щекинском районе появился липовый учитель-орденоносец.

Андрей ЖИЗЛОВ, ­
Сергей МИТРОФАНОВ
Сергей ВИНОГРАДОВ

Кино давай!
В конце 40-х – начале 50-х кино действительно стало главным из искусств в Советском Союзе. Понятно, что кинотеатров на всех желающих не хватало, поэтому сами желающие не гнушались их строить. Например, в том же 1951 году в Пушкинском сквере возводили кинотеатр «Центральный», но работы шли недостаточно быстро, а работали на объекте пленные немцы. Поэтому летом городские власти объявили народную стройку. Трудились все: заводчане, интеллигенция и даже милиционеры. Интересно, что отделочные работы поделили по четырем районам Тулы.
В итоге в декабре кинотеатр с двумя залами, рассчитанными на 400 человек каждый, наконец принял зрителей. Первой художественной лентой, которую демонстрировали здесь, стала киноповесть «Истребители» с Марком Бернесом в главной роли.

Пируэты на льду
В 1951 году Тула приняла чемпионат СССР по фигурному катанию. Выбор по нынешним временам выглядит неожиданным: не только город оружейников, но и Щекино, Новомосковск, Алексин, где этот вид спорта культивировали раньше или развивают сейчас, не входили в число значимых центров фигурного катания. Но тогда спортсменам не требовалось особых условий для соревнований – были бы стадион, лед и желание. Все это в Туле нашлось. Чемпионат проводили на катке стадиона «Зенит» в кремле. В мужском одиночном катании первенствовал один из сильнейших советских фигуристов еще довоенных лет Петр Орлов – впоследствии он станет тренером и воспитает Людмилу Белоусову и Олега Протопопова, Нину и Станислава Жук. У женщин победила Юлия Катханова, прима тех лет. А в парном катании (танцев на льду тогда еще не существовало) победили Александр и Татьяна Толмачевы.

По оси в грязи
Нечистоты рекой текли по улице Строительной мимо школы № 23 в тульском поселке Белая Донь. А все потому, что поселковая канализация приказала долго жить. Накрылась она медным тазом и в бане завода самоходных комбайнов. А тем временем на перекрестке улиц Средней и Строительной из водопроводного колодца стала хлестать живительная влага и водный поток составил компанию фекальным разливам… Да, именно так непрезентабельно порой выглядела Тула образца 1951 года. Причем подобные досадные факты вовсе не замалчивались! Наоборот, ими щедро сдабривали страницы «Коммунара». Редакция газеты охотно публиковала письма возмущенных читателей, призывая и местные Советы, и коммунальщиков, и всех неравнодушных горожан делать оружейную столицу чистой, красивой, благоустроенной. Вот, например, гражданка Жукова в своем послании сообщала: «Двор дома № 3 по Советскому переулку сильно загрязнен. Выгребная яма переполнена, нечистоты текут по двору. В таком же состоянии дворы домов № 1, 2, 4 по Союзному переулку. Выгребных ям здесь нет, заборы уничтожены. Домоуправ Немчинова не стремится навести порядок».
Другие читатели информировали о том, что зимой на улицу Войкова навезли много нажиги (шлака), но не удосужились разровнять ее. В результате по улице стало невозможно ездить. Гужевой транспорт застревал. А автомобили буксовали…
Похожую ситуацию можно было наблюдать и в районе улиц Технической и Братьев Жабровых. Однажды там застрял грузовик. Тогда бедный шофер стал звать на помощь прохожих. Совместно с участливыми учащимися железнодорожного техникума машину удалось вырвать из грязищи. Водитель погнал дальше, на улицу Фрунзе. «И здесь машину по оси засосало в грязи, – горестно констатировало издание. – Целые сутки стояла она посреди улицы. Только на другой день ее вытянул трактор-тягач. Когда же Привокзальный райисполком Тулы приведет эти улицы в порядок?»

Говорят, учитель-то – не настоящий!
В 1951 году в Щекинском районе разразился педагогический скандал. А началось все с того, что еще в 1948-м в местный отдел народного образования явился молодой человек в серой шинели и предъявил направление из облоно. Он представился: сержант-орденоносец и в прошлом учитель Михаил ­Сергеев. Трудовой книжки, правда, у него не имелось. Документов об образовании тоже – правда, через месяц аттестат все же «приплыл» в роно. Вскоре ­Сергеев стал заведующим начальной школы № 6 – карьера росла стремительно! Мог явиться навеселе. А однажды, как писал журналист П. Акулов в «Коммунаре», «пришел совершенно пьяным и в таком виде пошел на урок. Учителя порекомендовали ­Сергееву уйти домой. Тот стал оскорблять учителей. Такие сцены повторялись неоднократно».
Неоднократно – это еще мягко сказано. Горе-педагог изводил коллег своим поведением больше года! Дело кончилось – правильно – жалобой в партийную организацию. Пьяница рассвирепел и принялся посещать уроки учителей, придираясь к каждому пустяку и устраивая скандалы в присутствии школяров…
После этого вновь на ­Сергеева написали несколько заявлений. В феврале 1950-го состоялся педсовет и скандалиста освободили от должности. «Но в роно нашлись «добрые дяди», – продолжал Акулов нагнетать страсти в статье «Проходимец в роли учителя». – Они перевели ­Сергеева «для исправления» учителем в школу № 5».
Там Михаил Трофимович начал добиваться должности заведующего этим образовательным учреждением. Не гнушался и шантажа. В общем, дело кончилось тем, что педагоги решили внимательно изучить личное дело ­Сергеева. И понеслось… В автобиографии говорилось, что он родился в 1921 году, а в аттестате – в 1923-м. Вызвали подозрения и сведения о награждении. Тогда ­Сергееву предложили принести орденскую книжку.
– Вы вздумали меня проверять? Я вам покажу, где раки зимуют! – грубо ответил он.
Трижды запрашивал орденскую книжку и роно. ­Сергеев ее не приносил.
– Тогда принесите воинский билет, – сказал заведующий роно Фролов.
– У меня его вытащили из кармана, – ответил ­Сергеев».
И потом – очередной педсовет, на котором мужчина вел себя нагло, грубо обрывал каждого, кто говорил о нем правду, а затем… дважды прогулял работу. А орденскую книжку на Красную Звезду он потом все же представил в роно – вот только первый лист ее с именем, отчеством и фамилией «таинственным образом» оказался залитым чернилами! «Проверкой было установлено, что ­Сергеев присвоил чужой орден, чтобы пользоваться льготами. Таково лицо ­Сергеева. Возникает законный вопрос: каким образом он обманул областной отдел народного образования и роно? Видь именно здесь этому проходимцу дали путевку в советские школы!» – сокрушался Акулов, так и не нашедший ответ на свой же скользкий вопрос.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему