Общество

10:23, 05 октября 2018

Когда иммунитет в дефиците

Екатерина ГАРБУЗОВА
Елена КУЗНЕЦОВА

Осень испытывает нас на прочность: холодно на улице, на работе и дома. После долгих каникул дети вернулись в классы и детсадовские группы, так что в случае простуды чихать и кашлять будут хором.

Особенно трудно в межсезонье детям, которые часто болеют.

Малыш, не успев оправиться от одной вирусной инфекции, тут же подхватывает другую, которая осложняется гайморитом или ангиной. Бесконечные компрессы, промывания, градусники, лекарства, бессонные мамины ночи… Врачи ничего конкретного не говорят, всякий раз действуют по ситуации, а так хочется найти причину этой бесконечной череды страданий. Ну почему, почему его организм почти беззащитен перед инфекциями, что у него с иммунитетом? Надо же как-то стимулировать защитные силы!

Самые ответственные, жаждущие помочь своему ребенку мамы требуют направление в иммунологический центр Тульской детской областной клинической больницы – в надежде на волшебную таблетку, которая поднимет сопротивляемость организма их чада. Но специфическое лечение назначают только тем, кому оно действительно необходимо. А остальным говорят, что со временем все наладится. Только наладится ли?

Часто и длительно болеющий ребенок – это же не диагноз, а явление, причем совсем не уникальное. О том, как вести себя родителям такого ребенка, «ТИ» рассказала детский иммунолог Екатерина Чернышева.

Дети должны болеть

– Дошкольник может болеть до 12 раз в году – это нормально, так формируется иммунитет. При условии, конечно, что инфекция протекает в легкой форме: длится не более пяти дней, один-два дня небольшая температура, затем боль в горле или насморк, – говорит Екатерина Геннадиевна. – Дети и должны болеть: специфический иммунитет формируется только в ходе контактов с вирусами и бактериями. Болезнь заставляет вырабатываться антитела, которые в последующем будут необходимы для борьбы с заболеваниями. То есть часто болеющий ребенок – это вовсе не больной ребенок, такое положение вещей – вариант нормы.

Обычно раз в месяц болеют дети от 3 до 7 лет – как только начинают ходить в детский сад. Ранний период протекает гораздо благополучнее: кроме мамы с папой, ребенок мало кого видит, бактериальный фон постоянный, знакомый. А когда начинаются контакты с большим числом детей, вредоносных бактерий вокруг становится во много раз больше, и каждой заразой надо отболеть…

Все бы ничего, но легкими инфекции бывают далеко не всегда: то температура начинает зашкаливать, то в горле гной, то в ухе стреляет. Тогда малыша должен обязательно посмотреть специалист – лор-врач, нефролог, кардиолог… В основном – на предмет анатомических особенностей пациента, которые провоцируют переход легкой формы инфекции в тяжелую. Например, если носовые ходы имеют такое строение, что не дают жидкости свободно уходить из носоглотки, совершенно ясно, что ее застой будет приводить к гайморитам. Кроме того, нередко встречается носительство условно-патогенной флоры – золотистого стафилококка, синегнойной палочки в носу или в горле. Тогда лор-врач назначает бактериофаги, антибиотики.

На фоне постоянных вирусных инфекций у бедолаги может возникнуть и аденоидит – разрастание лимфатической ткани в полости носа. Все сильнее нарушается носовое дыхание, ребенок гундосит, храпит. Не редко аденоиды приходится удалять хирургически.

Очень многие проблемы детей идут от взрослых. Ребенка, как правило, выписывают в сад недолеченным, и, не успев восстановиться от одной инфекции, он тут же хватает другую. Чтобы иммунитет малыша заработал в полную силу, требуется от 7 до 14 дней, но такого времени у родителей, которые держатся за свое рабочее место, обычно нет. Это проблема системная: чтобы ее решить, нужно изменить отношение работодателей к мамам с детьми.

13 «инопланетян»

Иммунитет – явление сложное, многофакторное, а наука иммунология появилась всего чуть больше двух десятков лет назад.

Тимус, лимфатические узлы, селезенка и костный мозг – вот органы, ответственные за иммунитет. Если с этими органами есть проблемы, то могут возникнуть генетические аномалии, и тогда человек действительно становится пациентом иммунолога.

Кроме того, иммунитет бывает врожденным – полученным от мамы, и приобретенным – сформированным в процессе жизни.

В областном аллергоиммунологическом центре в отношении часто и длительно болеющих детей выполняют самую главную задачу: исключают или подтверждают наличие первичного иммунного дефицита. Это когда ребенок на нашей планете как бы инопланетянин: в его организме нет антител ни к каким земным вирусам и бактериям. Состояние это тяжелое, угрожает жизни, и детей с первичным иммунодефицитом лечат и наблюдают не только тульские специалисты, но и столичные светила. Диагноз обу­словлен генетическими поломками в организме, которые, к счастью, встречаются очень редко: в Тульской области всего 13 детей с у­­становленным первичным иммунодефицитом.

Лечение «инопланетяне» получают крайне дорогое: стоимость годичного курса 1–2 миллиона руб­лей, а еще есть в регионе ребенок, который получает терапию на 1 миллион руб­лей в месяц.

Если же первичного иммунодефицита нет, то примерно к семи годам дети перестают часто болеть, специфический иммунитет у них сформировался.

Теперь, чтобы реже и реже болеть, достаточно нескольких профилактических правил: соблюдать режим дня, по возможности избегать контакта с инфекцией, полноценно питаться, закаливаться, принимать поливитамины, делать прививки от гриппа. Надо не защищать ребенка от каждого сквозняка, а постепенно приучать к факторам окружающей среды.

Что по-настоящему тревожит иммунолога Екатерину Чернышеву, так это то, что сейчас распространилась практика бесконтрольного приема иммуномодулирующих и противовирусных препаратов. По сути своей такой препарат – протез, выполняющий функцию, которую призван самостоятельно выполнить организм. Подмена снижает способность организма адекватно реагировать на возбудителей инфекций, и злоупотребление иммуномодуляторами может вызвать аутовоспалительные и аутоиммунные заболевания: тиреоидиты, ревматоидные артриты, аллергические реакции. Поэтому применять такие препараты можно только по назначению врача, тем более что механизм их действия неясен, а эффективность не доказана.

Хворать по привычке

Но что же делать, если детство ушло, а болезни остались? Это далеко не редкость, когда взрослый человек остается часто и длительно болеющим – все теми же ОРЗ. Практически каждый месяц у него поднимается субфебрильная температура, болит голова, горло, из носа течет.

Начинаются детальные поиски причины, выполняются сложные исследования. В крови или в слюне пациента находят ретровирусы: герпес, цитомегаловирус, вирус Эпштейна-Барр. Но все это следовые реакции на встречу с перечисленными инфекциями, которые на здоровье никак не влияют, и лечить их не нужно.

Екатерина Чернышева считает, что «болезнеман» должен быть как следует обследован, но коль скоро в организме не найдется причина такого состояния, ему следует обратиться к… неврологу и к психологу. Скорее всего, у него осталась укорененная в детстве привычка болеть. Во взрослой жизни он неосознанно продолжает делать это в надежде на привычные дивиденты: мама (папа) пожалеет, не придется идти в школу (на работу). Избавиться от привычки болеть не так-то просто. Иногда не помогают никакие таблетки, а потом жизненная ситуация меняется, и все проходит –однажды и навсегда.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему