Общество

09:00, 17 января 2014

Когда вокзалы становятся крепостью

После терактов в Волгограде к вопросам безопасности на транспорте приковано особое внимание. Корреспондент «Тульских известий» решил выяснить, как устроена система охраны вокзалов в областном центре.

Внимательные люди

В зале ожидания автовокзала бормочет радио. Его перекрикивает система оповещения. Запись закольцована, женский голос размеренно и чеканно повторяет одно и то же: «Будьте бдительны, о подозрительных личностях и бесхозных вещах сообщайте полиции или администрации вокзала». Сектор кресел, на которых народ скучает в ожидании своего автобуса, – узкий и длинный, напоминает вагонетку на американских горках. Единственное развлечение у пассажиров, коротающих время, – просмотр видеороликов на мониторах, развешанных на стенах. На экране все те же антитеррористические слоганы.

– Внимательные люди – хорошее подспорье, – говорит заместитель директора ООО «Автовокзалы и автостанции Тульской области» Антон Попов. – Учитывая «густоту» напоминаний о бдительности, народ по сторонам поглядывает и незамыленным взглядом замечает что-то подозрительное. Об одиноко стоящих сумках, бывает, сообщают…

Объект охраняют сейчас шестеро полицейских и служебная собака, обученная искать взрывчатку. А еще четверо сотрудников ЧОПа. На входе в здание – рамка металлодетектора, на выходе к маршруткам – тоже. У каждой рамки парами дежурят стражи порядка. Еще двое патрулируют здание и привокзальную территорию. Днем здесь оживленно – народ идет непрерывным потоком.

Улыбнитесь, вас снимают

К «детекторным воротам» направляется мужчина с баулом. Система реагирует противным писком. Страж порядка просит пассажира показать багаж. Тот ставит поклажу на стол рядом с рамкой и замирает в стороне со скучающим видом. «Расстегните сумку сами», – говорит полицейский.

Бесцеремонно копаться в чужих вещах стражи порядка права не имеют – могут только попросить добровольно показать, что внутри чемодана. Говорят, обычно народ к этому относится с пониманием.

Вокзал, кроме того, оборудован аппаратурой, улавливающей пары опасных веществ, и тридцатью камерами слежения – картинку с двадцати просматривают работники вокзала, оставшиеся – сотрудники силовых ведомств.

– Каждая из девяти билетных касс тоже оборудована камерой, которая фиксирует лицо человека, – говорит Попов. – Если будет нужно установить, кто и куда брал билет, это не составит труда. Так что сейчас самый серьезный фактор риска – нелегальные перевозчики, «квартирующие» в нескольких шагах от нашего здания. Пассажир, организованно уезжающий с автовокзала, пройдет две рамки металлодетектора, его досмотрит охрана и обнюхает специально обученная собака. У «серых» перевозчиков ответственных за «антитеррор» нет…

Повод для досмотра

На тульском железнодорожном вокзале меры безопасности в целом организованы так же, как и на вокзале автотранспорта. Установлены две рамки металлодетекторов и видеонаблюдение. Как рассказал пресс-секретарь дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» Дмитрий Писаренко, картинка с нескольких камер транслируется в главный ситуационный центр в Москве.

– Если в зоне видимости камеры возникнет нештатная ситуация: потасовка, человек опустился на колено как для выстрела – изображение тут же попадет на экран в центре, – рассказывает Писаренко. – Задача центра – скоординировать работу нескольких ведомств и оперативно принять решение из разряда: как вывести пассажиров из зоны опасности и, возможно, продолжить их посадку на поезд…

В апреле прошлого года, говорит Писаренко, на тридцати двух российских вокзалах кроме привычных рамок, реагирующих на металл, установили еще и интероскопы, проще говоря – рентгеновские аппараты. Система досмотра пассажиров и багажа максимально приблизилась к принятой в аэропортах.

– Это был своего рода пилотный, пробный проект, – поясняет Писаренко. – Меры безопасности усилили на крупнейших вокзалах страны. Так что тульский железнодорожный вокзал интероскопом пока не снабжен. Возможно, это вопрос недолгого времени – программа по усилению безопасности будет продолжена…

После теракта в Волгограде сотрудники линейного отдела МВД России на станции «Тула» переведены на усиленный вариант несения службы – их рабочий день увеличился до 12 часов, следить за местами массового пребывания и объектами железной дороги стали пристальнее.

Дежурят на Московском вокзале не только сотрудники линейного отдела, но и Управления внутренних дел и частных охранных предприятий.

Поводом к тому, чтобы остановить человека на входе в здание и проверить его ручную кладь, может послужить не только сигнал металлодетектора. Основанием для этого становятся ориентировки на находящихся в розыске и без вести пропавших, которые стражам порядка ежедневно выдают на инструктажах.

– Во время несения службы по охране общественного порядка сотрудники полиции должны знать оперативную обстановку, приметы объявленных в розыск и места наиболее вероятного совершения преступлений, – поясняет заместитель начальника полиции по охране общественного порядка ЛО МВД России на станции «Тула» Елена Губина. – Наряды патрульно-постовой службы обязаны быть бдительными и принимать меры предосторожности, исключающие внезапное нападение. Стражи порядка – своего рода психологи, которые непрерывно оценивают ситуацию.  

Юлия Греченкова

Геннадий Поляков

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На эту же тему

//