Общество

18:16, 15 августа 2016

Когда врач и пациент взаимно невежливы

 Екатерина ГАРБУЗОВА

Известно утверждение, что слово лечит. Не менее известно и другое – слово способно убить. Поэтому проблемы этики и деонтологии (учение о проблемах морали и нравственности) в медицине ставились всегда, хотя зачастую – формально. Пациенты, казалось бы, привыкли, что уже в регистратуре им могут запросто нахамить, а во врачебном кабинете специалист даже не пытается скрыть, как больные ему надоели. Привыкли, однако, не все. В последние годы, выясняя отношения, врачи и пациенты все чаще применяют силу и даже прибегают к огнестрельному оружию…

Вспомним несколько самых резонансных дел: сюжеты неоднократно показывали федеральные каналы.

Пару лет назад в Перми врач-реанима­толог избил пациента прямо в реанимационном отделении больницы. Камера наблюдения зафиксировала, как медик несколько раз сильно ударил  в грудь беспомощного больного, который отходил от наркоза, лежа на каталке. В качестве объяснения реаниматолог сообщил, что у него был нервный срыв после 36-часовой рабочей смены на почве многочисленных оскорблений со стороны пациента.
В марте этого года вынесен приговор белгородскому хирургу Илье Зелендинову, отправившему в смертельный нокаут пациента Евгения Вахтина. Врач признан виновным в нанесении тяжких телесных повреждений из хулиганских побуждений и приговорен к девяти годам и двум месяцам колонии строгого режима. Как все произошло, россияне видели не раз: в приемном покое была установлена камера видеонаблюдения. Объясняя свое поведение, врач-боксер говорил в суде, что бить начал потому, что пациент оскорбил медсестру. Заступился, так сказать, за даму. И вообще, от Вахтина пахло алкоголем…
А тремя месяцами ранее резонансное преступление произошло в Набережных Челнах. Здесь пациент застрелил из самодельного оружия врача-ортопеда Железнова, который плохо его лечил и презрительно разговаривал. Еще раньше, в сентябре 2015 года, в одну из больниц Санкт-Петербурга пришел вооруженный винтовкой мужчина. Он миновал охрану, а затем расстрелял заместителя главного врача, также  как и Железнова, в грудь. Врачу удалось выжить, а преступник покончил с собой. Следствие выяснило, что он остался недоволен пластическими операциями, которые сделал в этой клинике. Месяцем ранее в Магадане на рабочем месте был застрелен врач урологического отделения. Как оказалось, убийца – его бывший пациент пенсионного возраста, которому отказали в проведении операции.
Тут нужно отметить одну странную вещь… Информационная подача подобных материалов даже в том случае, если пациент убит врачом, обычно такова, что общественное мнение все равно на стороне доктора. В вину больному ставится хамство, употребление алкоголя и... даже заболевание само по себе! Отсюда вывод: в лечебное учреждение безопасней всего ходить в добром здравии…
«Бои местного значения» между врачами и пациентами зашли столь далеко, что проблему начали решать на уровне государства. При лечебных учреждениях и при органах управления здравоохранения в субъектах Федерации были созданы специальные советы, призванные рассматривать жалобы больных на нарушение врачами норм этики и деонтологии. В конце 2013 года такие советы появились и у нас.
– Удовлетворенность населения медицинской помощью напрямую зависит от отношения медперсонала к пациентам, – говорит   председатель совета по этике при министерстве здравоохранения Тульской области, глава города Тулы Юрий Цкипури. – Советы по этике защищают их права и проводят работу по разрешению конфликтных ситуаций. Но, пожалуй, главная задача – предупреждение подобных ЧП. Я говорю «ЧП», потому что убежден: тульские врачи – это профессионалы с большой буквы, и каждая конфликтная ситуация – нонсенс.
Нонсенс, не нонсенс, но до криминала, описанного выше, дело в регионе ни разу не дошло – бог миловал… Из получивших огласку конфликтов самый громкий – это отказ в медицинской помощи трехлетнему ребенку.
На детской площадке малыш рассек губу, скорая отвезла его в больницу, где пришлось наложить шов. В день, когда этот шов надо было показать хирургу, родители записали чадо на прием через портал госуслуг в поликлинику №2 детской инфекционной больницы №2, а не в поликлинику №1, к которой ребенок был приписан. Они бы и рады попасть куда положено, но записи туда как назло не было… Однако проблем не предполагалось, поскольку обе поликлиники входят в состав одной и той же больницы.
К стыду своему, привезя ребенка на прием, родители обнаружили, что забыли дома полис и карту. Хирург была готова посмотреть на шов, но… ровно до того момента, пока не выяснилось: пациент к данной поликлинике не прикреплен. Уяснив это, доктор заявила, что осматривать ребенка у нее нет ни желания, ни времени, поскольку прием ей никто не оплатит. С чем семейство и отправилось-таки в «свою» поликлинику. Там малыша осмотрели за пять минут, а вернее – на него всего лишь посмотрели, поскольку никаких манипуляций не потребовалось…
Надо сказать, составить жалобу на врача родители не удосужились. Папа мальчика описал ситуацию в своем блоге, откуда ее выудил один из информационных ресурсов. После чего хирурга, считающего каждую свою копейку, и вызвали на совет по этике.
Вот в сокращении ответ в региональный минздрав врио главного врача детской инфекционной больницы №2 Елены Куриленко:
«…Факты, изложенные в статье об отказе в осмотре ребенка врачом в поликлинике №2, подтвердились. Мной проведена личная беседа с врачом, по результатам которой был назначен совет по этике. Совет указал врачу на недопустимость отказа в медицинской помощи пациентам, рекомендовано соблюдать врачебную этику и деонтологию при исполнении должностных обязанностей. Совет решил: доктора привлечь к дисциплинарной ответственности в виде замечания».
– И все? – удивится читатель, который может счесть дисциплинарную ответственность в виде замечания мерой абсолютно недостаточной. Подумаешь – замечание!.. Хоть выговор объявили бы, что ли…
– Насколько эффективна работа советов по этике, если они всего и могут что пожурить? – с этим вопросом мы обратились к секретарю совета по этике при министерстве здравоохранения Тульской области Галине Бредихиной.
– Сразу скажу: уже сам вызов на совет по этике является серьезным рычагом влияния на доктора, – пояснила Галина Николаевна. – Помимо замечаний, есть и другие меры дисциплинарного воздействия, в том числе – выговор. Члены совета могут рекомендовать главному врачу снизить размер поощрительных выплат медицинскому работнику или вообще на какое-то время этих выплат лишить. Также совет может выйти с ходатайством в  областную аттестационную комиссию о пересмотре квалификационной категории доктора. Но хуже всего то, что приходится краснеть перед коллегами. Статистика говорит в пользу этого утверждения. Количество обращений граждан в региональный минздрав по вопросам соблюдения норм этики и деонтологии в 2012 году составляло 3,1 процента от общего числа обращений, в 2013-м – 2,8 процента, в 2014-м – 2,7 процента, а в 2015 году, когда советы заработали в полную силу, – всего 0,8 процента.
– Кто входит в состав совета по этике министерства здравоохранения?
– В составе три заслуженных врача России: Людмила Михайловна Краснова, Надежда Арсеньевна Рюмкина и Кызылгуль Абдурахмановна Хадарцева. Из не медиков  – заслуженный учитель России Лидия Борисовна Зиборова, секретарь Общественной палаты Тульской области Александр Васильевич Воронцов,  протоиерей Тульской епархии Сергий Резухин, председатель общественной организации больных рассеянным склерозом Сергей Васильевич Яншин. Есть там и психолог Татьяна Александровна Важненкова.
– Какие задачи ставят перед собой члены совета?
– Структура проводит этическую экспертизу поведения медицинских работников государственных учреждений здравоохранения во время исполнения ими служебных обязанностей. Она защищает права пациентов, разрешая конфликтные ситуации, проводит работу по нормализации психологического климата в медицинских коллективах. Основная цель – повышение удовлетворенности населения медицинской помощью. Совет при министерстве координирует работу советов по этике государственных учреждений здравоохранения Тульской области, которые созданы во всех ЛПУ.
– Что делать, если в конкретном лечебном учреждении даже после вмешательства совета по этике конфликт между врачом и пациентом не утих?
– Обращения, в которых подтвердились факты некорректного поведения и которые требуют более тщательной этической экспертизы, выносятся для рассмотрения на совет по этике министерства здравоохранения. Но целью просто «пропесочить» медицинских работников никто не задавался: их, на самом деле, обучают бесконфликтному поведению. К примеру, была проведена конференция «Актуальные вопросы этики и деонтологии медицинских работников» с участием специалистов национальной медицинской палаты, семинар по медицинскому праву, семинар «Психологические аспекты межличностных взаимоотношений при оказании медицинской помощи», конференция «Духовные, социальные и медицинские основы сохранения здоровья населения», в которой принял участие митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. Также психологи проводят обучающие семинары и тестирование работников регистратур. В целях совершенствования качества индивидуального обучения молодых специалистов и их профессионального воспитания во всех ЛПУ введено наставничество. Так что пациент не должен чувствовать себя беззащитным. Обо всех случаях некорректного поведения медицинских работников, о нарушении ими норм этики и деонтологии прошу сообщать в региональный минздрав. Считаю, что врач и пациент – не антагонисты и прежде всего они должны быть взаимно вежливы.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему