Общество

09:00, 24 июня 2016

Кого остановит рейтинг-«светофор»

Красиво жить не запретишь? Но почему бы этого не сделать: дать отпор тем, чья dolce vita оплачивается из карманов добропорядочных собственников квартир в МКД, то есть большинства из нас. Коммунальный рай не должен быть доступен лишь тем, кто этот самый рай как раз обязан обеспечивать нам. Изменить ситуацию в корне призван рейтинг УК, инициатором которого выступил глава региона Алексей Дюмин. О методике его составления и последствиях для аутсайдеров списка рассказывает начальник Государственной жилищной инспекции Алексей Бирюлин.

 Арсений АБУШОВ

– Алексей Алексеевич, каким образом рейтинг позволит навести порядок в сфере ЖКХ?
– В первую очередь этот документ выступает общественным стандартом: правила игры становятся прозрачны, понятны требования к управляющим компаниям, появляется стимул работать лучше.  Людям же он дает возможность увидеть добросовестные УК и те, которые свои обязанности выполняют плохо. Теперь у собственников появилась возможность делать осознанный выбор. По Жилищному кодексу владельцы квартир вправе менять управляющую компанию в любой момент. Процедура проста: необходимо лишь решение общего собрания собственников в МКД. Единственное ограничение – запрет на смену УК в течение года – касается тех домов, где жильцы не стали сами выбирать коммунального оператора, а доверили это сделать муниципалитету по конкурсу.
– Сколько сегодня в регионе управляющих компаний и все ли они вошли в рейтинг?
– Точных цифр не назову, потому что они каждый день меняются. В области общее количество УК, получивших лицензию, на сегодня приближается к 200. Тех, кто реально осуществляет управление, – порядка 150. В рейтинг вошли только те, которые обслуживают дома более трех месяцев. Остальные пока не имеет смысла включать в список, говорить о качестве их работы рано.
– По каким критериям составляется документ?
– Их шесть. Это и жалобы жителей, и административные штрафы, и неисполнение предписаний ГЖИ, и наличие единого платежного документа, и размещение отчетов о деятельности в Интернете. За каждый из них присваивается от 0 до 15 баллов. Но самый весомый – задолженность перед ресурсоснабжающими организациями – единственный критерий, за который компании могут быть начислены отрицательные баллы. Дело в том, что есть УК, которые с жителей деньги собирают исправно, а вот перечислять их ресурсникам не спешат. Таким образом, фирма встает на путь потенциального банкротства со всеми вытекающими рисками. Негативный максимум – минус 20 баллов – предприятие получает, если долг перед поставщиками услуг по начислениям превышает 50 процентов. Вот и оказываются в конце рейтинга организации с отрицательными баллами.
– Рейтинг составлен по принципу светофора.
– Да, максимум очков, который могут получить коммунальщики, – 90. Тот, кто набирает половину и больше, попадает в зеленый сектор. От 45 до 25 баллов – желтый. Нижняя граница – это, на наш взгляд, тот минимум, который может набрать УК, если она исполняет свои обязанности. Ну а все, что меньше, – это красный сектор.
– То есть в него попадают предприятия, ненадлежащим образом исполняющие свои обязанности?
– Именно так. Красный сектор указывает на то, что УК либо, собирая деньги с жителей, не перечисляет их ресурсникам, либо позволяет себе не реагировать на многочисленные жалобы, либо не исполняет предписания ГЖИ.
– Рейтинг будет обновляться раз в три месяца. Если управляющая компания длительное время пребывает в красном секторе, какие-то санкции к ней будут применены?
– Если мы видим длительные отрицательные значения у организации, мы обязательно об этом уведомляем правоохранительные органы. Те, кто оказывается в красном секторе не первый раз, в любом случае не смогут работать. Во-первых, надзорные органы возьмут такие УК в работу. Во-вторых, жители, видя свою компанию в стоп-секторе, сами пожелают прервать с ней отношения. А в-третьих, конечно, такой фирме будет сложно привлечь к себе новые дома. И еще хочу подчеркнуть: если в ГЖИ поступает обращение, жалоба жителей, то нам не важно,  в каком секторе находится коммунальный оператор, мы беспристрастно проверим сигнал.  
– Алексей Алексеевич, какие, по вашим наблюдениям, самые распространенные нарушения коммунальщиков в регионе?
– По отношению к жителям – это ненадлежащее реагирование на жалобы и постоянные переносы сроков исполнения по обращениям. То есть люди могут месяцами, а то и годами жить с текущими кровлями. УК отнекиваются, что, мол, нет денег, что такие работы – этап капремонта, хотя устранить протекание они обязаны. Нередко компании позволяют себе единовременно повышать ставки содержания жилья или пытаться собирать с людей какие-то другие деньги за дополнительные работы, не имея на то оснований. Например, нужно лифт починить. Предприятие, вместо того чтобы сделать это за счет средств, поступающих на «содержание жилья», включает дополнительную строчку в квитанцию. И хотя по Жилищному кодексу такое решение могут принять только собственники, по факту собрание они не проводили. У нас было даже такое, что человек, который нам пожаловался, потом волшебным образом оказался инициатором собрания, мало того – еще и сам его провел.
– Ну это уже настоящая коммунальная мафия действует!
– В таких случаях правоохранительные органы разбираются. Мы их сразу информируем. Главное, чтобы люди оперативно обращались к нам, в ГЖИ, в администрацию муниципальных образований, прокуратуру… Что же касается рабочих моментов, то хочу заметить: рейтинг составлен еще и для того, чтобы УК стремились наладить отношения с жителями. Не следует из-за перегоревшей лампочки в подъезде писать в администрацию президента. Не стесняйтесь сначала обращаться к самим коммунальщикам, а уж если проблема не решается, милости просим к нам.
– Все так, но многие руководители УК любят поплакаться, мол, работать невыгодно, проблем много…
– Не могут – пусть закрываются! Да, говорят, что работают в убыток, но в это я поверить не могу. Жалуются, но никто с этого рынка не уходит. Сфера ЖКХ – вечная. Если б этот бизнес был не прибыльным, вряд ли такое количество УК существовало бы. Так что не следует на жалость давить. 
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий