Общество

19:45, 31 мая 2016

Компании бывают разные – зеленые, желтые, красные

Компании бывают разные – зеленые, желтые, красные
Подготовлен первый региональный рейтинг управляющих компаний, разработанный по поручению врио губернатора Тульской области Алексея Дюмина. Так уж вышло, что вопросы жилищно-коммунального комплекса сегодня – одни из самых наболевших для жителей региона, они занимают лидирующие позиции среди социально-экономических проблем области.

Нелли ЧУКАНОВА
 Анастасия ЖДАНОВА

Очень часто люди просто не понимают, что за счета им приходят, как формируются выставленные в них суммы. Более того, буквально за последние месяцы ряд управляющих компаний (УК) умудрились накопить многомиллионные долги перед ресурсоснабжающими организациями. Печальный опыт показывает, что некоторые УК стремятся строить свой бизнес по принципу «собрать побольше денег, накопить долги и обанкротиться». Они регистрируют новые юридические лица под уже существующими названиями, подделывают подписи жильцов, подтверждающие их согласие на переход в новую УК с идентичной «вывеской», используют другие некорректные схемы. Эти и другие факты побудили руководство региона использовать такую меру воздействия на нерадивых бизнесменов, как создание рейтинга УК.
По информации начальника Государственной жилищной инспекции Алексея Бирюлина, всего в нашем регионе прошли процесс лицензирования 195 управляющих компаний, но на данный момент работают порядка 140 из них, обслуживающие 14 тысяч 761 многоквартирный дом. 58 компаний получили лицензии, но так и не начали управлять домами или делают это менее трех месяцев, поэтому о качестве обслуживания ими жилья говорить рано и в рейтинг они не вошли. Еще у нас имеются три УК-банкрота. Еще две ушли с рынка, действие их лицензий прекращено. Таким образом, в ранжир-первопроходец были включены 132 активно действующие компании.
– Составление рейтинга – это прогрессивная мера для рынка услуг ЖКХ, создающая прозрачные правила игры и понятные требования к управляющим компаниям, формирующая для них стимулы по улучшению работы, – считает  Бирюлин. – Уверен, что рейтинг управляющих компаний Тульской области станет действенным инструментом стимулирования и повышения качества их работы и создаст дополнительные условия для наведения порядка на рынке оказания жилищно-коммунальных услуг. Одна из главных целей его составления – сделать так, чтобы плохих управляющих компаний, безответственно относящихся к своему делу, у нас в области не осталось.
При разработке методики оценки работы УК был детально изучен и проанализирован опыт других российских регионов, где такие рейтинги уже практикуются, в том числе Московской, Тверской, Ярославской, Новосибирской и Челябинской областей, а при его составлении обеспечены равные условия для всех участников. Ведь есть компании-гиганты, обслуживающие большое количество высоток в областном центре, а есть и совсем маленькие, взявшие на себя ответственность за благополучное проживание граждан в нескольких небольших домах районных городов и поселков. Понятно, что масштабы проблем у них совершенно разные, и все это было учтено.
Рейтинг рассчитывался по шести критериям, первый из которых – отсутствие или наличие задолженности УК перед ресурсоснабжающими организациями. В минус по баллам улетели организации,  в суете будней как-то позабывшие о том, что должны не только аккуратно собирать платежи с граждан, но и вовремя расплачиваться с теми, кто поставляет в жилье воду и тепло.
Также принималось во внимание наличие обоснованных жалоб жильцов, неисполнение предписаний Госжилинспекции, наличие административных штрафов, единого платежного документа и факт размещения отчетов о деятельности компании в Интернете, открытости информации о проделанной работе для всех заинтересованных сторон.
В результате строгого математического подсчета набранных баллов все УК были распределены в таблице, разбитой на три зоны – зеленую, желтую и красную. Система напоминает светофор, и так же, как в нем, наиболее благоприятным цветом оказался зеленый. К числу лучших УК, набравших от 45 до 59 баллов, отнесены 26 организаций из Тулы, Ефремовского, Каменского, Плавского, Тепло-Огаревского, Киреевского, Заокского, Алексинского, Суворовского районов, Новомосковска и поселка Новогуровский.
В самый большой – желтый – сектор попали управляющие компании, в арсенале которых от 26 до 44 баллов, в красный же угодили те, у кого 25 и менее, причем пять из них умудрились уйти в минус до девяти баллов. Это донская «Планета комфорта» и четыре ООО из Тулы – УК «Зеленый город», «Жилхоз» Привокзального района, «УК Домсервис» и УК «Комсервис».
Рейтинг будет обновляться ежеквартально, что послужит УК дополнительным стимулом для самосовершенствования. К тому же со временем могут изменяться критерии, по которым рассчитываются баллы. В целом составление рейтинга УК в нашем регионе можно считать пилотным проектом, который, возможно,  будет еще не раз корректироваться и совершенствоваться. Если у представителей этих организаций, общественности, жителей многоквартирных домов и прочих неравнодушных граждан имеются по этому поводу какие-либо соображения, они могут их высказать специалистам Государственной жилищной инспекции или членам общественного совета, который создан при ГЖИ.
Компании, закрепившиеся в зеленой зоне, планируется поощрять. Каким образом – это пока решается, и начальник Госжилинспекции заверил, что готов обсудить любые предложения по этому вопросу. «Желтых» будут стимулировать  работать лучше, ну а «красным» придется либо срочно исправляться, либо уйти с рынка.
Жителям, обнаружившим свою УК в красном секторе, есть повод задуматься о благонадежности тех, кому они доверяют обслуживание своего дома и немалые средства. Ведь внешне все может выглядеть вполне пристойно – двор чистый, подъезды вымыты, и мусор вывозится аккуратно, но при этом управляющая компания может прикарманивать деньги граждан, которые те вносят за потребление воды и тепла, а потом, накопив громадные долги, в один совсем не прекрасный день объявить себя банкротом. Конечно, на таких дельцов можно подать в суд, но дело это долгое и, как показывает опыт, неблагодарное: пока разберутся, что к чему, мошенники будут уже очень далеко, а украденные деньги – еще дальше.
Рейтинг управляющих компаний Тульской области, безусловно, станет действенным инструментом стимулирования и повышения качества работы этих организаций, а также создаст дополнительные условия для наведения порядка в сфере ЖКХ. Ну а жильцам это даст возможность трезво оценить уровень оказываемых им услуг, сделать выводы о том, насколько можно доверять той компании, что в настоящий момент обслуживает их дом, и осуществить правильный выбор в случае необходимости смены УК.
– Нужно продолжить работу по популяризации и внедрению рейтинга в работу сферы ЖКХ и делать это в постоянном взаимодействии с профессиональным и экспертным сообществом, – считает глава региона Алексей Дюмин.

Мнения экспертов

Дмитрий Гольтяков, председатель общественного совета при ГЖИ:
– Рейтинг УК не чиновники придумали,  необходимость его создания продиктовали реалии сегодняшнего дня. При разработке критериев оценки учитывалось мнение представителей общественности, экспертов, а также был  изучен  опыт других регионов. Эти параметры абсолютно открыто обсуждались на общественном совете при Госжилинспекции, все желающие вносили свои предложения, в том числе по вопросу открытости УК и такого критерия, как наличие штрафов у организаций, осуществляющих обслуживание многоквартирных домов.
На мой взгляд, главное, на что следует обращать внимание, – это отсутствие задолженностей перед ресурсоснабжающими организациями, предоставляющими воду и тепло. Важно и то, исполняют ли УК предписания жилищной инспекции.
К сожалению, очень часто люди не имеют представления, что за компания обслуживает их дом, кто ее директор, не знают, как стребовать отчет за проделанную работу. Теперь у таких организаций появился стимул быть более открытыми и доступными для граждан.
Рейтинг УК будет обновляться ежеквартально, так что у тех, кто попал в красную зону, есть шанс на то, чтобы подтянуться, исправить свою репутацию. Иначе рано или поздно они лишатся своих клиентов.
Думаю, критерии оценки работы УК будут со временем меняться, возможно, перечень их расширится, что позволит давать обслуживающим организациям более объективную оценку.

Елена Шмелева, руководитель Тульского общества потребителей:
– Этот рейтинг потребителям жилищно-коммунальных услуг очень нужен и полезен, мы об этом говорили давно. И наконец-то это свершилось! Ведь люди должны знать, какую компанию им предпочесть, кто и как относится к делу, кто находится в лидерах, а кто – в аутсайдерах. Представители нашего общества потребителей участвовали в обсуждении критериев оценки, проходившем на общественном совете при ГЖИ, в том числе внесли предложение о том, чтобы учитывалось наличие штрафов у организации. Со временем рейтинг будет совершенствоваться в плане процедуры определения худших и лучших компаний, будет изменяться математическая модель расчета баллов УК.
В целом идею его создания мы поддерживаем. Представленная в рейтинге информация важна и для потребителей, и для управляющих компаний. Они должны представлять, на каком месте находятся и стоит ли им вообще продолжать работу на этом рынке.

Андрей Липцен, директор УК «Партнер», Узловая:
– Дело начато, безусловно, нужное и важное, но некоторые критерии оценки я бы изменил.
Что касается жалоб жильцов, то они всегда были, есть и будут. Причем опыт показывает, что чем лучше ты работаешь, тем больше становится чем-то недовольных. Увы, люди быстро привыкают к хорошему, и их требования постоянно растут.
Разумнее, на мой взгляд, оценивать то, сколько лет УК работает на рынке оказания жилищно-коммунальных услуг, сколько домов она обслуживает.
Мы, например, работаем с 2008 года.
В рейтинге наша компания заняла 23-е место из 46, попав в желтый сектор. И я считаю, что это очень хороший результат. Долгов по ресурсоснабжающим организациям у нас нет, по налогам тоже, и я готов отчитаться за каждую собранную с жителей копейку.
Игорь Абашин, учредитель ООО «Тульская городская УК»:
– Идею создания рейтинга полностью одобряю, ведь жителям это даст объективную информацию о положении на рынке предоставления услуг ЖКХ. Нашей компании всего два года, но на нас люди не жалуются. Если возникают претензии, мы реагируем сразу же, исправляя свои ошибки. Отчеты наши прозрачны, штрафов за время существования компании было один или два, да и то за произошедшее не по нашей вине, а из-за погодных условий.
Работать стараемся с полной отдачей. Дворовые территории чистые, мусор вывозится регулярно, сейчас вот уже песочек на детские площадки для песочниц развозим.
Пока «Тульская городская УК» осуществляет деятельность только в Заречье, но планы у нас амбициозные – собираемся совершенствоваться и развиваться дальше. Надеюсь, рейтинг, в котором мы сейчас в зеленой зоне занимаем 5-е место, в этом нам поможет. Ведь люди увидят на наглядном примере, кто трудится с полной отдачей, а кто – кое-как.

Анастасия Дементьева, депутат Тульской городской думы:
– Рейтинг управляющих компаний позволяет дать объективную оценку работы этих организаций. В нем используются критерии, позволяющие комплексно оценить деятельность по обслуживанию многоквартирных домов. На мой взгляд,  наиболее значимыми критериями являются задолженность перед ресурсоснабжающими организациями,  наличие обоснованных жалоб жильцов и степень открытости УК перед собственниками жилья.
Рейтинг станет объективным помощником жителей региона при выборе организации, которой они доверят обслуживание своих домов.
Это первый опыт для Тульской области, рейтинг уже активно обсуждается как общественностью, так и профессиональным сообществом. И в будущем, думаю, добавится ряд дополнительных критериев, по которым пройдет проверку каждая УК.
Если у граждан по поводу рейтинга есть интересные предложения, они могут внести их в Госжилинспекцию или общественный совет.
Кроме того, он будет полезен и самим управляющим организациям – с той точки зрения, что создаст здоровую конкурентную среду, заставит бороться за места в «зеленом секторе», и как итог – совершенствоваться.
Но так уж устроен человек, что сложно представить, чтобы жители перестали когда-нибудь штурмовать двери управляющих компаний.

Татьяна Куликова, житель ЖК «Платоновский лес»:
– Наш дом с 2008 года обслуживает УК «Платоновский лес», занявшая в рейтинге не очень счастливое, по народным поверьям, тринадцатое место. Это желтый сектор, видимо, предупреждающий о том, что не все в нашей УК гладко.
Когда раскрыли информацию о том, куда идут собранные с жителей деньги, мы с удивлением узнали, что 38 тысяч рублей было потрачено на кронирование деревьев вокруг нашего дома. Но все дело в том, что каких-либо зеленых насаждений на тот момент там не было вообще!
А ведь здание расположено вблизи крупных магистралей, по которым непрерывным потоком движется транспорт, дышать здесь бывает попросту нечем…
Озеленением двора занимаются сами жители – привозят с дач у кого что есть, вооружаются лопатами и – вперед. Недавно, правда,  наша УК отличилась, высадив рододендрон. Зачем? Это весьма дорогостоящее южное растение, требующее специального ухода. С нами никто не посоветовался, а ведь куда лучше было бы посадить кусты сирени, жасмина…
Подъезды в доме чистые, на некоторых этажах уже сделан косметический ремонт, с освещением тоже порядок, перегоревшие  лампы меняются регулярно. Дворовая территория прибрана, мусор вывозится ежедневно, по этим пунктам у нас претензий нет.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий