Общество

09:00, 06 ноября 2015

Кому свитерочки и пистолеты ТТ?

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Геннадий ПОЛЯКОВ

«Где же все-таки делают автомобили для перевозки покойников? Ну разумеется в Туле», – так начинался один из материалов, опубликованный в «Тульских известиях» в ноябре 1994 года.

Тогда, 21 год назад, в лексикон соотечественников вошло диковинное поначалу слово «конверсия». Туляки произносили его, правда, с неким скепсисом, огорошенные разговорами о том, что, дескать, «штамповать» оружие – это вчерашний день, а вот за выпуском гражданской продукции – большое будущее.
Вначале было слово, ну а потом многие предприятия и впрямь переключились на «гражданку». Так где же все-таки у нас стали производить «эксклюзивные» машины? Об этом, наверное, сегодня уже мало кто помнит, но их стали делать на заводе «Тула». Кроме того, в цехах научились изготавливать автомобили скорой медицинской помощи и реанимобили. Причем наследники Левши сами создали технологию по переоснащению получаемых из США и Германии «фордов» и «мерседесов» под «неотложки». Ну а что им оставалось? Если не хочешь сидеть без работы и, соответственно, без денег, то включишь все воображение.
Впрочем, конверсия – конвер­сией, но отказываться от звания «оружейная столица» Тула все-таки не спешила. Правда, славу ей приносили не только те, кто ковал щит страны, но и те, кто этот щит под шумок ломал. Все в том же 1994-м издание рассказывало о спецоперации, проведенной 31 августа сотрудниками регионального управления Федеральной службы контрразведки России. Тогда чекисты при попытке реализации нескольких огнестрелов задержали служивого одной из воинских частей Тулы. Зло­умышленник пытался продать четыре пистолета ТТ…
А кто-то вообще пустил скандальный слух, что Тульский оружейный завод якобы остановлен – и эту «утку» не моргнув глазом «съели» даже московские журналисты, выдав непроверенную новость в радиоэфир. «Тульским известиям» пришлось от имени гендиректора ТОЗа давать опровержение: мол, информация не соответствует действительности, источник ее неизвестен, и вообще все нормально. Ну, не считая, конечно, того, что на предприятии сокращена численность сотрудников, что было вызвано «неплатежами структур за поставленную продукцию». А в остальном, прекрасная маркиза…
Переживало в ту пору непростые времена и АО «Суворовская нить». Трикотажные фабрики и мастерские стали почему-то отказываться от производимой пряжи. Швеи, чтобы не заваливать склады утратившей спрос продукцией, перешли на четырехдневную рабочую неделю. Но радости это женщинам не прибавило, ведь отпускные им стали выдавать… свитерами. Нужны наличные? Кричи погромче: «Кому свитерочки модненькие и недорогие?» Именно так и поступали наши земляки, колесившие на фабричной машине (хорошо, что хоть транспортом начальство обеспечило) по соседним районам и «толкавшие» товар в многолюдных местах. В ту пору, видимо, у многих и родилась мысль: «А не уйти ли торговать на рынок?»
Может, именно об этом крепко задумался летом 1994-го водитель трамвая первого маршрута, ехавшего по улице Фридриха Энгельса в Туле, а точнее, буквально вспахавшего там асфальт. Транспорт сошел с рельсов, и в итоге два человека пострадали: конечной остановкой для них стала больница скорой помощи имени Семашко. Видать, не зря все-таки туляки взялись выпускать «неотложки»…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему