Общество

17:36, 25 апреля 2016

Коварная буква «А»

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Геннадий ПОЛЯКОВ

Если когда-нибудь родственники военного пилота Евгения Зубакова, погибшего в Тульской области, начнут искать место его захоронения, то наверняка столкнутся с трудностями. Нет, им не придется до этого места пробираться через бурелом или болота. Загвоздка кроется в другом…

Трудности перевода
с русского на русский
Сегодня благодаря Интернету и тому, что Министерство обороны РФ разместило в открытом доступе базу данных о павших красноармейцах (с ней можно ознакомиться здесь: obd-memorial.ru), миллионы соотечественников получили возможность проследить за судьбой своих близких. Но мало кто знает, что в процессе поиска можно запросто «напороться на засаду», имя которой – банальная ошибка в написании имени, отчества, фамилии, года рождения и так далее. Что касается героя нашей публикации, то по одним документам могила авиатора находится в усадьбе Дульнева, что в деревне Красный Холм Воловского района. Мы прибыли туда. И что же? Ни о каком таком историческом месте краснохолмовцы и слыхом не слыхивали.
– Может, вы церковь ищете? Так она в другом селе находится, – развела руками местная жительница. – У нас тут и старинных зданий нет, ну разве что дом батюшки, но он, кажется, относительно недавно был возведен.
Наша репортерская группа призадумалась над трудностями перевода с русского на русский: а ведь усадьбой называли не только какой-то многовековой особняк, но и отдельный дом с примыкающими к нему строениями, и просто участок земли возле жилья… Может, стоит посмотреть списки с фамилиями павших у деревенского мемориала? Посмотрели. Нет там фамилии Зубаков… Забыта могила – и потому не обозначена? Или же вовсе утрачена?
Держим путь в райцентр. В поселке Волово на улице Ленина видим мемориальный комплекс: горит Вечный огонь, возле него скульптура бойца с автоматом, на плитах – списки захороненных. Всего тут значатся 120 человек, имена всех известны. Среди них – Зубаков Е. В. Но он же числится в Красном Холме! Как же это получилось?

Зубков и Зубаков
– У нас есть учетная карточка воинского захоронения в Волове, – говорит директор районного художественно-краеведческого музея Наталья Барсукова. – Но в ней тот человек, которого вы ищете, указан не как Зубаков, а как Зубков. Все остальное совпадает: лейтенант, 1922 года рождения, погиб 5 мая 1943 года, перезахоронен из деревни Красный Холм. Карточка эта есть и на obd-memorial.ru, но ведь родственники будут искать Зубакова, а не Зубкова, потому могут и не обнаружить на сайте документ. Мы, когда его изучали, ломали голову: при каких же обстоятельствах погиб этот офицер, если немцев давно не было в наших краях.
Разгадку  удалось найти на другом интернет-портале, на котором выкладывают документы из фондов Центрального архива Министерства обороны России. Он называется pamyat-naroda.ru. Помимо прочего, на сайте можно ознакомиться с журналом боевых действий 125-й истребительной авиационной дивизии ПВО, прикрывавшей подступы к Туле в 1943 году. И там сказано: вечером 5 мая наши авиаторы приняли сообщение о том, что над Тульской областью пролетает большая группа немецких бомбардировщиков и истребителей – 19 бортов! С аэродрома Красный Холм взмыли на перехват «пиратов Геринга» четыре советских истребителя Як-7, одним из которых управлял лейтенант Зубаков. В журнале боевых действий есть подробное описание воздушного сражения, в ходе которого один «мессершмитт» атаковал самолет Зубакова и попал в хвостовое оперение – оно загорелось. Офицер резко развернул свой Як на врага и дал очередь. В это время на авиамашину советского пилота набросился второй немецкий самолет.
Бой продолжался 8–9 минут. После чего самолет Зубакова перешел резко в пикирование. На высоте 1000 метров он выпрыгнул с парашютом и порвал его, зацепившись за стабилизатор. В результате сильного удара о землю и ранения во время воздушного боя (две пули попали в область шеи) лейтенант погиб.

Послевоенная путаница
В учетной карточке мемориала указано, что последнее захоронение производилось в 1958 году. Именно тогда в стране укрупняли братские могилы – в большие населенные пункты перезахоранивали бойцов, прежде лежавших на полях, в лесах. Вот только при оформлении документов пропала буква «а». Получилось, что по документам Зубаков покоится в Красном Холме, а в Волове лежит Зубков, хотя речь идет об одном и том же человеке…
– Нестыковок обнаруживается много. Есть, например, в Волове еще одна братская могила, рядом с железной дорогой. Там захоронено 84 человека, из них известны имена лишь 26, – продолжает Наталья Николаевна. – В позапрошлом году пришло письмо от 80-летнего мужчины, он искал могилу отца. Со слов сослуживца, боец погиб в районе какого-то Волхова, а по описанию подходила как раз наша местность. Стали проверять информацию – и выяснили: он похоронен в Волове и как раз значится в списках.
Что касается судьбы Зубакова, то в музее ничего не знали о воздушных боях 1943 года. Зато там собрана богатейшая коллекция материалов о летчиках 74-го штурмового авиа­полка, который дислоцировался в Воловском районе в 1941-м: фотографии, документы, архивные выписки, фрагменты самолетов, вооружение и даже бомба весом 250 килограммов. Историки, посетившие этот музей, наверняка смогут написать интереснейшие исследования. Ну а наша репортерская группа довольна тем, что удалось не только пролить свет на судьбу офицера Евгения Зубакова, ушедшего воевать с врагом из Москвы, но и открыть для самих воловцев почти забытую страницу Великой Отечественной… Может, после этого кто-то на историю родного края посмотрит уже совершенно иначе.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий