Общество

09:00, 26 декабря 2014

Линолеум в колледже N

 Геннадий ПОЛЯКОВ

Уходящий год был одним из самых непростых для региональной системы образования. О том, что и почему изменилось в учебных заведениях, рассуждала корреспондент «ТИ» Татьяна МОТОРИНА.

– Я недавно сходила в N-ский колледж. Это же кошмар! Линолеум залатанный, из рам дует, трюмо допотопное в холле стоит! Чему они там, интересно, детей учат? –  возмущалась одна моя коллега.
Да, я тоже бывала в этом колледже. Но видела не только старое трюмо и плохие рамы, но и лабораторию с современнейшими станками, на которых уверенно работают те самые дети, которых вроде бы непонятно, чему учат.
Когда задумываюсь о том, каким был 2014 год для образовательной сферы тульского региона, мне вспоминается именно этот разговор. N-ский колледж представляется мне тульским образованием в миниатюре с его контрастами, позитивными и негативными тенденциями.Да, не во всех колледжах (детсадах, школах, Домах творчества) поменяли рамы, двери, унитазы. Но вот вам другой факт: в этом году регион впервые сумел войти в Федеральную программу по развитию профессионального образования и получил из бюджета 40 миллионов рублей, часть из которых пошла, конечно, на обновление материальной базы.
Да, есть еще очередь в детские сады, но при этом за 2014-й было создано свыше трех тысяч дополнительных мест, а за последние три года очередность сократилась более чем в четыре раза.
В тульском образовании все еще мало молодых специалистов – например, среди школьных учителей их около 18 процентов. Зато растет зарплата – по крайней мере, ее средние значения. В этом году изменилась система  начисления, доход стал больше, чем раньше, и зависит от профессиональных достижений. Проблема лишь в том, что детальную информацию донесли, похоже, не до всех. И, само собой, нашлись те, кто остался недоволен цифрами в квитках.
Вообще, диалог между родителями и учениками, с одной стороны, учителями – с другой, директорами и чиновниками – с третьей, – еще одна больная мозоль нашего образования. У нас далеко не всегда объясняют заинтересованным сторонам, почему принимается то или иное решение. Прошлой весной, когда появилась информация об объединении нескольких школ и садиков в образовательный комплекс, эта проблема встала крайне остро. Чего только ввиду дефицита информации не выдумали себе мамы и папы детей одной из школ – вплоть до того, что «их» здание хотят снести ради элитной стройки! В итоге школа от участия в эксперименте отказалась. А что до образовательного комплекса, он все-таки был создан, и ничего плохого тут усмотреть не получается. Во-первых, потому что это не сомнительная тульская «придумка»,  их пробуют создавать и другие регионы, во-вторых, потому что пока в учебных заведениях кардинально ничего не изменилось и выводы делать рано.
Не может обойтись без конструктивного диалога и другой масштабный процесс, под знаком которого прошел год. Речь об оптимизации сети сиротских учреждений. Она уже затронула 13 из них. Важно то, что многие дети переселяются не в другой детдом, а в семью. Но нельзя обидеть и педагогов, которые были заняты в учреждениях. Тут чиновники ходят между Сциллой и Харибдой.
Кстати, если кто-то хочет стать управленцем в сфере образования, то ему для начала неплохо бы научиться не спать и не есть. Об этом говорит опыт уходящего года. Строить детские сады, организовывать пункты временного размещения для украинских беженцев, внедрять регистр качества образования – глобальную электронную систему для всех подведомственных учреждений, создать новый тип учебного заведения – многофункциональный центр прикладных квалификаций, способный быстро реагировать на потребности рынка труда… Это только начало списка больших и малых дел, которые стоят перед руководителями. И скорее рано, чем поздно дойдет очередь и до такого пункта: «поменять линолеум в колледже N».
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
Гость
29 декабря 2014
Автору - большой, как говорит сейчас молодежь, респект! Всё по делу. И со знанием дела! А не очень, мягко говоря, умная коллега автора пусть подумает (если есть, чем), что в первую очередь образование ребенка зависит от хороших родителей и первоклассных педагогов, а не от протертого линолеума!