Общество

18:23, 22 апреля 2015

Лишен свободы, но не воли

 Людмила ИВАНОВА
 Елена КУЗНЕЦОВА

Последний немецкий солдат ушел с алексинской земли намного позже того момента, когда была освобождена Тульская область и прогремели победные залпы. Гитлеровцы покидали наши края не в качестве бравых сынов великой Германии, а в статусе военнопленных. Они, кстати, сложили из кирпича то здание, в котором на днях проходила встреча юных воспитанников Алексинской колонии с ветераном Великой Отечественной войны – легендарным туляком Евгением Шалашниковым…


Это сегодня Евгений Тимофеевич – убеленный сединами мужчина. А в далеком сорок первом ему было 18 лет – столько же, сколько в этом году исполнится многим осужденным пацанам.

А после отколошматил сапогами

По большому счету, поколения юношей, которых разделяет целая эпоха, мало чем отличаются друг от друга. Как и стриженые мальчишки, Евгений Шалашников любил играть в футбол и даже был капитаном дворовой команды. Как и все его сверстники, не сразу поверил Левитану, сообщившему, что закончилась мирная жизнь. И как любой непокорный пацан, договорившись с другом, рванул из здания родной школы, когда туда пришли немцы и заставили детей мыть полы в ожидании своего большого начальства.
Фашист, стоявший на посту, конечно, сразу заметил удиравших подростков и дал над головами три очереди из автомата. Мальчишки бросились на землю, а немец подошел и так отколошматил тяжеленными сапогами с железными набойками, что ребята еле доползли до дома и потом неделю не могли подняться на ноги.
Осужденные верят и не верят бравому фронтовику. Ведь когда это было! Для юности все, что случилось тридцать лет назад, уже древность. А тут семьдесят...
Колонисты с интересом рассматривают гимнастерку и галифе тульского гостя. Много лет назад, возвращаясь с войны, он оставил ее у родных. А тетка постирала ее, заштопала и положила в сундук. Сегодня такую военную форму можно встретить только в музее.
– В этой гимнастерке я расписался на колонне Рейхстага, когда дошел до Берлина. А до этого мне с друзьями пришлось бить врага под Ржевом, на Курской дуге, освобождать Ригу, Минск, Варшаву... И если бы не ребята, которые вынесли меня раненого с поля боя, я бы не стоял перед вами... Как и многие жители нашей страны, я всегда жил по принципу «Сам погибай, а товарища выручай», поэтому дружбу ценю превыше всего. И хочу, чтобы рядом с вами всегда были те, кто придет на помощь в любую минуту, да и вы сами умели бы дружить по-настоящему.
Последнего, кстати, пацанам не занимать. Многие и оказались здесь, потому что пошли на дело вместе с теми, которых считали друзьями. Или брали вину на себя, потому что нужно было выручить пресловутых дружков: эти-то как раз прекрасно понимали, во что втягивали малолеток, и рассчитывали на то, что желторотых юнцов накажут по минимуму, а сами они паровозом не пойдут…
Впрочем, директор объединенных профтехучилищ УФСИН России по Тульской области Вячеслав Кочетыгов уверен, что как раз такие резкие и дерзкие ребята, как воспитанники Алексинской колонии, в «сороковые роковые» первыми поднимались в атаку. А сегодняшние воспитанники попали за решетку, потому что бившую через край юношескую энергию некому было направить в правильное русло. Нет у многих из этих подростков  отцов-наставников, нет настоящих товарищей, которые помогли бы мальчишкам разобраться в хитросплетениях немилосердной жизни.

Проявите себя, принесите пользу!
Вячеслав Кочетыгов – координатор проекта «Подвигу героев – стать достойными», о котором уже не раз писала наша газета. В течение полутора лет в Алексинской колонии будут проводиться мероприятия по патриотическому воспитанию, причем некоторые из  них станут беспрецедентными в своем роде. Чего стоят, к примеру, поездки воспитанников на местный Курган Воинской Славы или в Тульский музей оружия, если учесть, что за кражу коробки конфет или школьную драку свободы не лишают!
Сегодня в колонии отбывают наказание полсотни несовершеннолетних преступников – грабители, разбойники, торговцы наркотиками, насильники и убийцы. Но уж коль каждый из мальчишек имеет право на прощение, то в  патриотическом проекте принимают участие все без исключения.
Когда проект только начинался, Кочетыгов пришел к ребятам и сказал: «Думаете, если вы за решеткой, значит, не свободны? Но разве кто-то отнял у вас внутреннюю свободу? Вашу волю? Проявите себя, принесите пользу – и вас будут знать, о вас будут говорить». Как раз перед этим один юноша отказался участвовать в номере художественной самодеятельности. А после разговора с Вячеславом Васильевичем подошел и попросил: «Можно я прочитаю стих про войну, какой мне нравится?» А двое других предложили свой собственный номер, ра­зучив песню в стиле рэп, посвященную Дню Победы. Там есть очень хорошие слова, которые здорово характеризуют ребят:

Никто не забыт,
ничто не забыто.
Я у себя дома, я молод,
я свободен.
Кровь наших дедов
была не зря пролита.
Слава героям за нашу
великую Родину!


В числе зрителей, как и в числе участников литературно-музыкальной композиции, – воспитатели, работники колонии и осужденные подростки. Сидя в зале, одни следят за происходящим с неподдельным интересом, а другие скучают.
– Напускают на себя юношескую браваду или и вправду не проняло? – интересуемся у Вячеслава Васильевича.
– Знаете, таких ребят Антон Семенович Макаренко называл болотом. И они вовсе не безнадежные, как может показаться со стороны, они новенькие. Прибыли совсем недавно, еще ничего не знают, ничего не осмыслили. Вы на них месяца через три посмотрите, а пока поверьте мне на слово: они станут петь громче всех… Те, что читают рэп и поют «Журавлей», поначалу тоже были равнодушными. А сейчас, глядите – бегут с ветераном фотографироваться…
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему