Общество

09:00, 10 марта 2016

Лицензированная оперативность

Лицензированная оперативность
 Татьяна ЕЛАГИНА
 Елена КУЗНЕЦОВА,
        Андрей ЛЫЖЕНКОВ

В 2014 году Президент РФ Владимир Путин подписал закон о лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ, который призван решить ряд проблем, в том числе сделать деятельность коммунальщиков более прозрачной. УК были обязаны до 1 мая 2015 года получить разрешение для продолжения своей деятельности. Оправдало ли себя нововведение, «ТИ» рассказал начальник региональной Государственной жилинспекции Алексей Бирюлин.

– Алексей Алексеевич, напомните, какие требования необходимо было выполнить для получения управляющими организациями лицензии?
– Компания должна быть зарегистрирована на территории РФ, соблюдать требования о раскрытии информации, а ее руководитель – не иметь неснятой или непогашенной судимости, не значиться в реестре дисквалифицированных лиц и получить квалификационный аттестат. Отмечу, что условия получения лицензии не связаны с оценкой материально-технического оснащения компании или профессиональных качеств штатных сотрудников.
– Надежды, возложенные на данный закон, оправдали себя?
– Смотря что считать наведением порядка. Если люди проживали в довольно старых домах с изношенными коммуникациями, текущими крышами, то ожидать, что ситуация резко изменится – было бы неверно. Ведь жилфонд остался прежним, однако существенно возросла ответственность управляющих организаций. И потому они стали быстрее реагировать на обращения жителей, эффективнее решать коммунальные проблемы.
Основные задачи лицензирования – создание конкурентной среды, повышение прозрачности сферы управления МКД, улучшение качества предоставляемых услуг. И важно, что теперь все участники этого рынка стали известны. УК зарегистрированы и внесены в реестр, как и сведения о домах, находящихся в их управлении. Эта информация доступна, и любой житель области может с ней ознакомиться.
– У тех организаций, которые так и не смогли получить лицензии, надо полагать, домов в управлении не осталось?
– Да, за получением разрешения на осуществление деятельности в ГЖИ обратилось более 200 компаний, отказано 40. Были и те, кто просто ушел с рынка, даже не попробовав поработать в новых условиях.
– Почему, как вы думаете?
– Возросли и требования, и ответственность, и конкуренция. Некоторые УК объективно оценили свои возможности и предпочли не заявляться на лицензирование.
– Четыре крупные организации, некогда входившие в состав «УК-Групп», не смогли получить лицензии. С чем это связано?
– Одно из нововведений, как я уже сказал, – строгое соблюдение стандарта раскрытия информации о своей деятельности, то есть размещение необходимых сведений в сети Интернет, на стендах в офисах компаний. Мы провели проверки и выявили массу нарушений в части полноты и достоверности обнародования данных. Это и послужило основанием для отказа в выдаче разрешений.
– Можно ли лишить управляющую организацию лицензии?
– Законом такая возможность предусмотрена. Например, если компания добровольно прекращает свою деятельность и в адрес ГЖИ поступает соответствующее заявление от руководителя УК.
Еще можно аннулировать разрешительный документ через суд, в случае когда компания в течение года лишается права управления 15 процентами своих многоквартирных домов. Процедура выполняется через суд. Повод для отлучения от МКД – неисполнение двух предписаний нашей инспекции, которые выданы по итогам проверок по жалобам жителей.
Но при этом, если собственников квартир устраивает управляющая организация, они имеют право в течение двух месяцев наложить вето на такое решение.
– С чем чаще всего туляки обращаются в инспекцию?
– Жалуются на содержание жилья, на благоустройство, санитарное состояние территории. Кстати, подобных заявлений в последнее время стало меньше, но в общей массе их все еще треть. Почти столько же поступает просьб проверить правильность начислений – повышающих коэффициентов, оплаты ОДН. В этом случае мы проверяем и по итогам обязываем сделать перерасчет, если есть ошибки. Если все верно, объясняем, почему именно эти цифры стоят в платежке.
Наконец, оставшаяся треть – жалобы на коммунальные услуги: плохое отопление, недостаточно горячую воду, перебои в холодном водоснабжении.
– Можно ли сказать, что с введением лицензирования жалоб на управляющие компании стало меньше?
– Поток жалоб в ГЖИ снизился. Так, в 2014 году их поступило 13,5 тысячи, 10 тысяч из которых напрямую от жителей. А в 2015-м обращений было 12 и 7,5 тысячи соответственно.
Причем уменьшилось количество обращений именно по вопросам содержания жилья. Видимо, это связано с тем, что раньше в ЖЭУ люди годами не могли достучаться, а сейчас управляющие компании реагируют оперативно и стремятся сразу помочь жителям, не дожидаясь штрафов и предписаний.

0 комментариев
, чтобы оставить комментарий