Общество

09:00, 18 марта 2016

Лошадиные силы медпомощи

 Екатерина ГАРБУЗОВА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

– Жизнь сейчас хорошая стала – мобильный телефон под рукой. Только Оксаночке позвоню, она тут как тут. Прямо Сивка-Бурка, а не фельдшер… Раньше-то я ее стеснялась лишний раз беспокоить, а теперь она на машине норовит и без вызова заскочить. На рентген меня сама возила, терапевта из района прям сюда, к дивану, на той же машине доставила. Главное, добрая фельдшерица наша за все болячки мои переживает…

Кто б не надорвался…
– А на что вы жалуетесь? – спрашиваем мы жительницу села Товарково Зинаиду Телышеву, пока фельдшер Оксана Ефимова снимает ей кардиограмму.
– На все жалуюсь, – женщина машет рукой над собственным организмом. – Сердце никуда, живот не сваривает. Я ведь всех близких похоронила, как не заболеть? Всю жизнь на железной дороге монтером пути. Рельсы, шпалы, накладки какие тяжелые, и все – на пупке. А домой приходишь – корова, поросята, грядки, ребята малые… Кто б не надорвался? Я не с обидой, так говорю… Три года назад, как газ провели, в доме день и ночь тепло. Чего не жить-то? Я б и жила, да вот все чего-то в глазах темнеет, иной раз стану вставать – и падаю…
– Я к ней потому и заезжаю без конца, что может быть обморок, а тут нет никого, – говорит фельд­шер и просит пациентку не забывать про лекарства от давления.
– А таблетки-то какие теперь дорогие, ужас один… – вспоминает про самое больное пенсионерка Телышева. – Вместе с группой мне 12 тысяч платят, вроде ничего. Да три тысячи за газовый кредит отдай, три за коммуналку, две на сердечные лекарства, без которых совсем не могу. Остаток весь уходит на продукты. От соцпакета пришлось отказаться: чтоб бесплатный рецепт отоварить, много здоровья надо, а его нет… У меня теперь два главных человека – почтальон да фельдшер. Пенсия да медицинская помощь – такой вот итог…
Село Товарково разделило судьбу тысяч таких же российских сел. Сельхозпредприятия позакрывались, работы нет, в ее поисках народ уже привычно катается в Москву. В прошлом году здесь закрыли школу, стали на автобусе возить ребят в поселок Товарковский. Вроде и недалеко, и даже название населенного пункта то же, а в жизни селян вдруг появился бивачный дух, будто все, что осталось, – тоже временно.
Оплотом цивилизации остается фельдшерско-акушерский пункт – модульный, современный, с новеньким внедорожником возле него.

Без машины никуда
В 2013 году по областной кадровой программе работающим в глубинке фельдшерам стали бесплатно выдавать автомобили повышенной проходимости. В настоящий момент по весенней распутице колесят 44 «Нивы», в этом году будут получены еще 15. При современной организации медицинской помощи на селе она стала напрямую зависеть от скорости передвижения медицинских работников.
Оксана Ефимова сама из Товаркова, после Узловского мед­училища вернулась трудиться на родину и вот уже 21 год не покидает своего поста. Каждую тропку в окрестностях знает досконально, и как не знать, если до получения внедорожника приходилось каждый день по 20 километров на своих двоих накручивать. До Васильевки 5 километров туда, 5 обратно. В микрорайоне Товарковский (еще один населенный пункт со знаковым для этих мест названием) три многоквартирных дома, 80 семей. Патронаж, прививки детям, антибиотики минимум два раза в день. В один конец 6 километров, представьте, каково приходится, если раза три припечет сходить. До Романовки 4,5 километра, зато сплошные овраги, непролазные посадки, а жизнь теперь такая, что туда в одиночку не сунешься. Приходилось по железной дороге топать – хоть и дальше, зато место открытое. А на машине куда как славно – в любой конец участка в любой момент. Вот она, ее дорогая ласточка, 85 лошадей…
– В Товаркове до сих пор около тысячи жителей, это самый большой фельдшерский участок в Богородицком районе, – говорит Оксана Николаевна. – Хлопот много, без колес все не успеть. Я первой в области получила служебный внедорожник, права-то были. И за сохранение ФАПа пришлось побороться, я даже до губернатора дошла.
Деревенская больничка раньше занимала две комнаты в здании школы, одна из которых была проходной. Площадь помещений маленькая, стены оклеены обоями. И работать неудобно, и санитарные нормы не соблюдены. Потому при закрытии школы решили насчет здравпункта не заморачиваться, его заодно закрыть. И осталось бы Товарково без ФАПа, если бы не фельдшер. Куда только не обращалась Оксана Ефимова, а вопрос решился во время встречи населения с губернатором. Так и появился на деревенской улице новенький модульный здравпункт, первый такой в области.
– У нас в районе теперь пять модульных ФАПов, в двух прямо с момента установки крыша начала течь. Специалисты с завода приезжали устранять недостатки. А у нас все хорошо, налюбоваться не могу, – говорит фельдшер Ефимова. – Вот смотрите, чисто, аккуратно, мебель была в комплекте. Конечно, электрические обогреватели в мороз сильно кислород выжигают, да морозы-то у нас теперь две недели в году. На базе такого ФАПа все выездные формы работы, которые практикуются теперь в здравоохранении, и пациентам и медикам нравятся.

Не кочевники, но все же…
По мнению заведующего орг­методотделом Богородицкой ЦРБ Сергея Овсянникова, для сельского медика сегодня самое главное – оказаться в нужном месте в нужное время.
В целом район компактный, но, например, деревня Березовка от Краснобуйской амбулатории в 15 километрах, как и Кузовка от районной больницы, что ее жителей обслуживает.
В районе 12 ФАПов, в 8 есть постоянные сотрудники, а в остальные приходится ездить. В Кузовку и Бахметьево еженедельно отправляются закрепленные за ними фельдшеры, в поселок Романцевский приезжает врач из Бегичевской амбулатории, а медпомощь селу Ломовка, что в 8 километрах от райцентра, оказывается бригадами неотложки.
– Хорошо, что в Бахметьево вернулась фельдшер, которая несколько лет вахтовым методом работала в Москве, – говорит Сергей Анатольевич. – С апреля приступает к обязанностям, ей уже и автомобиль приготовлен. А так желающих переехать на жительство в деревню, сами понимаете, нет. Две фельдшерские вакансии уже давненько открыты – в селе Ломовка и в поселке Романцевский. В условиях недостатка кадров и в связи с тем, что участковые больницы стали амбулаториями, ставка в сельской медицине делается на выездные формы работы.
На каждый ФАП раз в два месяца из районной больницы выезжает врачебная бригада – окулист и терапевт обязательно, а при необходимости еще невролог и педиатр. Два раза в год – в Товарково, где много жителей, целых четыре раза в год – выезжает мобильный комплекс: флюорограф и маммограф «в одном флаконе». Из тульской областной больницы № 2 каждый квартал к богородчанам также приезжают врачи-специалисты, услуги которых здесь в дефиците: невролог, эндокринолог, окулист, травматолог-ортопед, врач ультразвуковой диагностики. Из онкодиспансера раз в месяц приезжает онколог-куратор и ведет прием в поликлинике вместе с онкологом ЦРБ. Раз в год прямо по домам ездят специалисты областного Центра детской психоневрологии для осмотра детей по предварительным заявкам. Кроме того, жители района прикреплены к межмуниципальному клинико-диагностическому центру в Новомосковске, каждую среду там ждут именно их.
Вот такая, почти кочевая, жизнь… Должно быть, пора при оценке работы здравоохранения лошадиные силы «дорогих ласточек» сделать одним из основных показателей.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий