Общество

13:35, 22 февраля 2017

Луэс и туманные картины

В царские годы сохранение здоровья народа было по большей части заботой врачей-энтузиастов, которые действительно радели и за гигиену, и за профилактику, и за просвещение. Увы, по-настоящему массового здравоохранения в стране до революции не было.

 Андрей ЖИЗЛОВ

Уровень тогдашней медицины живо показывает случай, описанный в газете «Русское слово» от 3 января 1910 года. «На днях на заседании общества тульских врачей был оглашен следующий прискорбный случай.  В губернскую земскую больницу был доставлен крестьянин по профессии трепальщик пеньки, укушенный бешеной собакой. Больному стали делать прививки против бешенства. Через 20 дней ему стало хуже, и спустя два он дня умер. Впоследствии оказалось, что покойный, которого лечили пастеровскими прививками от бешенства, умер от сибирской язвы», – говорилось в корреспонденции.
Правда, говорить о том, что вовсе ничего в борьбе с болезнями не предпринималось, нельзя. В частности, уделяли внимание борьбе с главной пагубной привычкой – алкоголизмом. К противостоянию с зеленым змием привлекали не только медиков, но и священников. Причем служителям церкви следовало наставлять прихожан на трезвый путь собственным примером. «Сегодня на заседании съезда епархиального духовенства горячо обсуждался вопрос о борьбе с пьянством, – писало «Русское слово» 28 января 1912 года. – Депутаты по этому поводу высказали ценное пожелание: помимо возбуждения всевозможных ходатайств перед администрацией о преследовании шинков, об устройстве для населения противоалкогольных чтений с туманными картинами (это предок диа­фильмов. – А. Ж.) и т. п., нужно, чтобы духовенство само являло пример воздержания и отказывалось от угощений спиртными напитками при совершении треб. Это пожелание принято съездом без возражений».
Профилактикой разумного отношения к своему здоровью в те годы увлекся и Лев Толстой – в частности, препаратом профессора Эрлиха по борьбе с сифилисом (тогда его называли «луэс»). «Хотя Л. Н. по-прежнему относится к медицине отрицательно, но в данном случае он видит несомненную победу науки и пользу для человечества. В Тульской губернии есть целые деревни, зараженные «луэсом», и великому писателю не раз приходилось встречаться с ужасной картиной этой болезни», – писала «Петроградская газета» 13 сентября 1910 года.
По-настоящему борьба за здоровье развернулась в Тульской области, да и по всей стране, только после революции. Дело шло трудно – мировая и Гражданская войны, пережитые голод и холод не делали людей здоровее. Причем характерно это было даже для спортсменов.
«За весенний осмотр через кабинет антропометрии прошло 1200 физкультурников, – рапортовал 6 июня 1928 года «Труд». – 60 проц. осмотренных оказались абсолютно здоровыми. Два процента из общего числа не допущены к занятиям вообще. Семь процентов страдают малокровием. Этой болезни подвержены школьники, швейники и рабфаковцы. Семь процентов имеют начальный катар верхушек легких. Сюда относятся главным образом швейники, рабис (работники искусства. – А. Ж.) и сахарники. 15 процентов страдают функциональным расстройством сердечной деятельности. Сюда относятся совработники и металлисты. Лучшими по здоровью оказались пищевики».
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему

На берегу развития

20 февраля, 19:14

Всегда быть рядом

20 февраля, 19:11

На эту же тему