Общество

09:00, 14 августа 2015

Мама из трущоб

 Анастасия КАЛИНИНА
 Геннадий ПОЛЯКОВ

С тулячкой Анастасией Михайловской встречаемся на лавочке в сквере. Пригласить в гости девушка не может – крошечная конура, которую занимает ее семья уже несколько десятков лет, просто не вместит посетителей. Дому стукнуло 98, и снаружи он выглядит как бесформенная куча старых досок, ржавого железа и стройматериалов.

На коленях у молодой симпатичной девушки – 9-месячный Сережа, круглолицый и улыбчивый. Это третий ее сын. Всего же на 19 квадратных метрах дома № 17 по улице Томпа, что на Подьячем, проживают шесть человек, а прописаны семеро. Изменить судьбу золушки из Тулы в 2011 году брался сам Андрей Малахов. Но участие в рейтинговой программе на Первом канале принесло Анастасии только обиду и разочарование.

Шоу не должно продолжаться
Когда начались проблемы Анастасии, сказать трудно. Может, с тех времен, когда ее бабушка, Екатерина Дюбина, работавшая стрелочницей, поселилась в этом самом доме на три семьи. С тех пор шансов на улучшение жилищных условий у семьи не было. Екатерина вырастила дочь, дождалась внучек, а там и правнуков. В острую стадию вопрос с жильем перешел в 2011-м, когда соседка пожаловалась в надзорные органы на Анастасию, которая якобы воспитывает детей в антисанитарии.
– Я даже не знаю, кто эти люди и откуда. Мне позвонила бабушка, я на работе в магазине была тогда. Она плачет, говорит, что детей уже одели, забирают. Я слышала, как какая-то женщина кричит в телефон моей бабушке: «Заткнись!» – вспоминает Анастасия.
Девушка отпросилась у начальства, взяла такси и примчалась домой. Никаких документов, подтверждающих право забрать детей, у визитеров не было. Мальчиков Насте удалось отстоять. Но, неведомо как, о конфликте на Подьячем узнали продюсеры Первого канала. И пригласили и бабушку, и Анастасию, и ее сестру на съемки.
– Сначала к нам приехали два репортера, засняли дом. Пообещали, что съезжу к ним на передачу – и мне сразу квартиру дадут, и вообще все будет отлично. Приехали... В итоге все, что мы говорили, – вырезали. Сделали, как им удобно, опозорили на всю страну, – Настя покачивает на коленях Сережу, который внимательно слушает наш разговор. – Говорили, что я плохая, за детьми не слежу, что у меня дети-маугли. Детский сад в эфире предложили, в Хомякове. Я даже и не знала тогда, где это. Говорю: как же я детей за город повезу? А одна из участниц шоу начала кричать: «Сними сапоги на каблуках и отвези детей в садик»...
Анастасия с горечью вспоминает, как после окончания съемки их попросту забыли в Останкине. Бабушке стало плохо, и они два часа ждали, пока их проводят к выходу. Но самым большим потрясением стал эфир программы 22 апреля 2011 года.
…Сценарий шоу был создан по всем законам телевизионной драмы. Главной героиней стала бабушка Анастасии, пенсионерка Екатерина Николаевна. Видимо, режиссеры решили, что для большего успеха лучше будет сделать ее героем положительным и противопоставить внучке. Насте досталось амплуа негодяйки. Основная мысль программы заключалась в том, что семья если и существует, то только на пенсию бабушки и скромный урожай с огорода. С реальностью история, представленная на голубом экране, имела всего единственную точку соприкосновения – дом, в котором проживала семья, действительно аварийный.

Подкрепление не прислали
…Настино жилье выглядит сюрреально. Крохотный – площадью в несколько метров – дворик, в который втиснут туалет со шторочкой, и крыльцо. За дверью дома – печка, здесь у семьи и коридор, и кухня, размерами значительно меньше, чем в той же хрущевке. Одна стена сколочена из старых дверей.
– Я сама ее делала, – проводит экскурсию по дому девушка. – У нас часть дома просто обвалилась.
Зал, он же спальня, он же детская, напоминает размерами табакерку. Здесь и кровати, и телевизор, и забытая звезда шоу «Пусть говорят» Екатерина Николаевна на диванчике.
– Что ты, – машет рукой на внучку пенсионерка, – все веришь, что квартиру дадут?
– А если не бороться, ничего и не будет, – решительно отвечает Анастасия.
Старшие ее дети – Ярослав и Андрюша девяти и семи лет – катаются на улице на велосипеде. Крепкие бойкие ребята никак не напоминают маугли, которыми их назвали на всю страну.
Помимо всего прочего заезжие гастролеры от ТВ наобещали Анастасии, что одно упоминание об участии в ток-шоу станет существенной подмогой и откроет девушке все двери.
– Пошла я в Учетный переулок, говорю, как меня научили: «Здравствуйте, я от Первого канала, у меня такая-то ситуация». На меня посмотрели, улыбнулись, указали на дверь – мол, закрой ее с обратной стороны.

Бумажные проблемы
Решить проблемы с жильем в установленном законом порядке даже юридически подкованным людям непросто. Куда обращаться, какие документы кому нести – целая наука. Она оказалась не по зубам никому из малообеспеченных и плохо образованных жителей дома на улице Томпа. Единственная, кто верит в перемены к лучшему и бьется за новое жилье для своих детей, – это Анастасия.
Сдвинуть дело с мертвой точки ей помог все тот же телевизор. Как-то многодетная мама увидела рекламу тульского Центра помощи женщинам. И записалась на прием.
– Меня тут же приняли. Выслушали. Я очень благодарна всем, кто со мной работал, и прежде всего Нине Геннадьевне. Мне все показали и рассказали: где и какие бумаги оформлять. На полгода поселили в съемную квартиру. Как были рады дети ванной, туалету! В центре мне помогли и психологически, и материально: Сереже вот кроватку купили. И самое главное – подсказали, как встать в очередь на жилье.
Впрочем, когда окончился срок договора с социальным учреждением, Анастасии пришлось вернуться в дом на Подьячем. Да, она теперь имеет право на получение новой квартиры как малообеспеченная и многодетная мать. Но перед ней – очередь более чем в 200 человек. Кроме того, в регионе есть люди, которым жилплощадь положена вне очереди – это больные серьезными заболеваниями и хозяева аварийного жилья. По сути, жители дома № 17 по улице Томпа должны быть среди «внеочередников». Но документально доказать очевидное – то, что дом вот-вот рухнет – невозможно.
– Все, что у нас есть – это домовая книга. Да слова пожарных, которые приезжали как-то и сказали, что дом не годен для проживания. По этой причине у нас и газ проводить не стали. Так что зимой греемся электрическим обогревателем. Это, конечно, ужасно. Стены покрываются инеем, спим в одежде, – рассказывает женщина. – Я знаю, что наш губернатор Владимир Груздев очень много делает для людей из аварийных домов. Может, он и на нашу ситуацию обратит внимание.
…Когда-то девушка мечтала, что вырастет, заработает много денег и купит новое жилье для своей семьи. И заберет к себе отца, который последние годы ютился в общежитии. Но ее папа не дождался новоселья. Возможно, его дождутся Настины дети.
4 комментария
, чтобы оставить комментарий
Гость
14 августа 2015
Если всё так плохо с жильём, зачем рожать ТРОИХ детей, плодить нищету? Девушка похоже не очень хорошая мать, в передаче видимо не ошиблись, судя по всему за счёт многодетности надеялась улучшить своё жилищное положение!
Гость
14 августа 2015
Полностью согласна с предыдущим комментарием!
Алексей Иванович
14 августа 2015
Вот же уроды у нас в Туле живут! Я про два предыдущих комментария, а не про героев статьи. Многодетная, не многодетная... ЛЮДИ ТАК ЖИТЬ НЕ ДОЛЖНЫ!!! Что чиновники у нас только о себе заботятся (процентов 90, а то и больше) ни для кого не секрет. Они хозяева жизни. А по сути внутренние оккупанты!  Мы им деньги платим, не государство. Мы производим, продаем, платим налоги. С этого они кормятся. По сути мы оплачиваем труд чиновников, чтобы они нас ОБСЛУЖИВАЛИ. А этот обслуживающий персонал совсем распоясался. Явные комменты от них или их прихлебателей.  Чувствую почерк: очернить человека, чтобы ничего не делать. От чая на работе скоро лопнете! В 90-х обобрали людей до нитки, теперь ещё и измываются. Тем, кто пишет, что мать старается за счет детей решить квартирный вопрос отвечу так: возможно... но для кого она старается? Детей наплодила? Молодец! Не то что вы недоделанные!.. или никому не нужные...
Редактор
24 августа 2015
Согласны. Рождение детей - не грех.

Ранее на тему