Общество

19:49, 02 ноября 2016

Мех, парашют и «технический» запах

 Сергей МИТРОФАНОВ
 Из архива тульских поисковиков

Нынешней осенью отмечается 75-летие героической обороны Тулы. Без малого четверть века на территории нашей области ведется активная поисковая работа, но имена и судьбы многих защитников оружейной столицы – в том числе и авиаторов – до сих пор остаются неизвестными. И если методика работы на полях былых сражений за много лет отработана, то с обнаружением мест падений самолетов все обстоит гораздо сложнее.

– Как правило, архивные сведения об авиационных потерях в частях Красной армии в 1941–1942 годах крайне скупы или отсутствуют вовсе. Поэтому успех в поиске во многом зависит от опроса местных жителей, среди которых рассказы об упавших самолетах передаются из поколения в поколение, – говорит председатель областного отделения Русского географического общества Олег Золотарев. – В начале октября по одной из таких наводок представители «Тульского искателя» и регионального отделения РГО выехали в Белевский район. По имевшейся информации, в лесу, за одной из деревень, осенью 1941 года упал подбитый советский самолет. После войны местные мальчишки проводили на месте гибели авиамашины раскопки, в ходе которых нашли недалеко от места падения планшет, шлемофон и пистолет, а в переднем бруствере воронки – скрученный взрывом пулемет. Все это они передали в местную школу, которая впоследствии закрылась. Реликвии были утрачены.
В лесу поисковики нашли большую оплывшую воронку необычной каплевидной формы. Первые же шурфы подтвердили – это место падения самолета: в грунте находилось множество характерных обломков. Следопыты взяли для раскопа квадрат метр на метр и вскоре обнаружили в земле фрагменты останков пилота и обломки.
– Не понятен сценарий разрушения самолета. Двигатель, по крайней мере детали от него, разрушен сильно – из целых предметов пока только вкладыш коленвала. Крупных деталей не обнаружено. Если смотреть со стороны, то фрагменты могут показаться кучей щебня – настолько они мелкие и деформированные, – рассказал изданию участник раскопок Михаил Власов. – Тем не менее каким-то чудом в почве сохранился мех с одежды или унт, а также фрагменты парашюта…
Уже известно, что это был самолет Красной армии. По сохранившимся гильзам с советскими клеймами можно судить о вооружении авиамашины – он имел пулеметы калибра 7,62 и 12,7 миллиметра. Кстати, на одной из гильз выбита цифра 41, что совпадает с сообщениями жителей о падении авиамашины в 1941 году. Впрочем, упасть она могла и позднее – бои в Белевском районе шли до лета 1943 года, а на складах к тому времени все еще могли сохраниться боеприпасы, выпущенные в 1941-м. Пока вскрыта лишь небольшая часть воронки. Любопытно, что некоторые находки оказались «законсервированными» авиационным топливом или маслом, пропитавшим грунт, – до сих пор из ямы исходит характерный «технический» запах.
– Фрагменты самолета тщательно отмыли, – продолжает Власов. – Среди них и покрышка, которая была окрашена в белый цвет. Пытаемся установить тип авиамашины. Пока же с великой долей вероятности можно сказать о том, что до разрушения самолет горел, так как на фрагментах видна копоть. К сожалению, никаких клейм с номерами на деталях, по которым можно установить борт и имя того, кто им управлял, пока нет…
Туляки планируют продолжить раскопки в Белевском рай­оне. Возможно, новые находки позволят приоткрыть одну из тайн Великой Отечественной войны.
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

На эту же тему