Общество

18:41, 19 ноября 2013

Молись, рыбка…

Во второе воскресенье но­яб­ря на Одоевском мосту через Упу было не протолкнуться. По обочинам стояли десятки машин, а сотни зевак – проезжий люд и местные жители – наблюдали за необычным явлением. Осенняя река привычного серо-бурого цвета вдруг стала серебристо-белой, неспокойное течение гнало обильную пену, а за прибрежные кусты и траву цеплялась склизкая субстанция.

ЧП районного масштаба
– Это рыба кверху пузом идет, потравил кто-то, – объясняли «новичкам» те, кто уже постоял на мосту или сбегал к речке.
По воде и вправду плыли щуки, сомы, лещи, подлещики, плотва, окуни, караси – большие и маленькие, взрослые особи и те, которые недавно появились на свет.
Народ на дороге, покурив и посудачив, отправлялся  восвояси. Впрочем, наиболее предприимчивые разъезжались по домам, чтобы через некоторое время вернуться снова, прихватив резиновые лодки. Когда еще придет такая путина, да и придет ли?
– Полусдохшую рыбу тащили сачками, а потом несколько дней продавали «свежачок», –  в голос уверяли продавцы магазинчиков, расположенных бок о бок с сельскохозяйственным рынком в райцентре. – Здесь, конечно, торговли не было: понятное дело, весть о заморе сразу же разлетелась по поселку, а вот у одоевского поворота на трассе Суворов – Тула она шла полным ходом, ведь там проезжают не только местные жители, но и москвичи, калужане, туляки.
Почему же всплыла рыба на Упе? Что стало причиной экологической катастрофы?
ЧП такого масштаба – все равно что чрезвычайная ситуация. Но руководитель Одоевского отделения ГО и ЧС  Александр Герасимов и его заместитель от комментариев отказались.
А вот у начальника Единой диспетчерской службы района Ильи Ковалева душа о родной речке, видимо, болит сильнее. Хоть этот водоем и не муниципальный объект, но рыбу на нем ловят многие, летом загорают на пляже, с весны до осени приезжают на шашлыки – ну как можно не любить Упу?
– Мертвая рыба плыла три дня, – сообщил Илья Викторович. –  Конечно, никто не проводил подсчетов, сколько и какие виды погибли. В суворовский «рыбнадзор» передали информацию о происшествии, его сотрудники обещали приехать, но так и не приехали. Сообщение об экологической катастрофе отправили и в Тульское управление Росрыболовства. Его специалисты на Упе побывали, взяли пробы. Наверное, именно они и могут дать ответ о причинах мора. А чисто по-человечески – ущерб нанесен громадный. Когда восстановится популяция рыбы  – еще неизвестно. Лет пять назад была такая же ситуация.  В этом году река только-только начала оживать, и вот опять... Кто это сделал? Не могу сказать. В прошлый раз виновного так и не нашли. Найдут ли теперь – не знаю.

Пятнадцать километров смерти
Для жителей села Жемчужниково рыба – что второй хлеб. Работы в населенном пункте давно нет: те, кому подошел срок, живут на скромную пенсию, а люди помоложе рыбачат. Почему бы и нет? И себе на уху хватает, и соседи купят. Только вот теперь с рыбной ловлей придется повременить.
– Сейчас очистные сооружения построить дороже, чем штраф заплатить. Вот и сливают всю гадость в реку, – считает местный житель, бывший учитель истории Сергей Мусатов. – Кто мог потравить? Утверждать, конечно, нельзя, но выше по течению из действующих предприятий только спиртзавод. Плава впадает в Упу в Крапивне, потом несет свои воды через Одоевский район. Если в реке появляется какая-то отрава, рыба спускается вниз по течению, где вода чище, но тут, видно, гадость плыла быстрее. Раньше, кстати, грязь шла и с близлежащих сельхозпредприятий, но сейчас их у нас не осталось, все разрушено. А прогнозы на будущее… Хуже и хуже все год от года, вот какие прогнозы: рыбы стало гораздо меньше. Заморы – круглый год. Зимой рыбу ловили, так два раза лед таял прямо под ногами. Тоже что-то спустили, тогда весь лещ умер. А сейчас рыба всплыла в районе моста у села Павловского и прошла до Петровского – это километров пятнадцать, не меньше. Представляете, сколько ее погибло? И мальки шли, и сомы килограммов по двадцать. Да что говорить, катастрофа это самая настоящая. Мой тесть был заядлым рыбаком, сетями ловил и всегда приговаривал: в ячейку только большая рыба попадает, а маленькая уходит и, пока вырастет, расплодиться успеет. А тут погибла вся подряд.

Антропогенное – значит, «не по-человечески»
Начальник Туль­ского территориального отдела Московско-Окского территориального Управления Росрыболовства Галина Евланова подтвердила, что факт гибели рыбы в Упе на территории Одоевского района зафиксирован, отобранные пробы воды и обитателей реки сданы на исследования.
– Упа протекает по всему региону, – пояснила Галина  Павловна. – Поэтому как никакая другая река подвержена антропогенному воздействию, то есть связанному с  хозяйственной деятельностью человека. Она принимает в себя множество притоков, на ней всегда напряженная экологическая обстановка, часто бывают заморы рыбы, связанные с нехваткой кислорода из-за сброса промышленных сточных вод. По каждому случаю гибели обитателей водоемов проводится расследование, специалисты собирают информацию у очевидцев. В связи с экологической катастрофой в Одоевском районе  отрабатывается несколько версий произошедшего – от сброса сточных вод с промышленного предприятия до намеренного отравления рыбы. Я имею в виду случай браконьерства.
Весть о ЧП на реке Упе дошла и до тульского научного сообщества.
– Рыба – индикатор окружающей среды и реагирует одной из первых, если случается дисбаланс, – рассказывает профессор кафедры биологии и туризма Тульского государственного педагогического университета Андрей Аралов. – Если учесть, что количество кислорода в Упе достаточное, остается только грешить на токсические выбросы. А это могут быть сливы с ближайших предприятий, с очистных сооружений и сброс в реку контейнеров, заполненных отходами. В этом году, при губернаторе Тульской области, на заседании общественного совета регионального общества охотников и рыболовов  как раз рассматривался подобный случай. И в пострадавших тоже значилась наша славная самобытная Упа. С большим трудом, сделав множество экспертиз, дело довели до суда и виновных в итоге наказали. Только штраф сегодня варьируется в пределах 10–50 тысяч рублей, поэтому для руководителя-злоумышленника, который получает доход в разы больше, это ровным счетом ничего.
Как вспоминает Аралов, в советские времена подобные происшествия расследовались тщательно, заводились уголовные дела, а начальников фабрик и заводов, уличенных в экологическом преступлении, даже сажали в тюрьму…
О том, что «всякую химию» лили в реку и раньше, рассказали жители села Анас­тасово, раскинувшегося на берегу Упы. Лет тридцать назад среди ночи и лютой зимы «монастырских» разбудил странный гул. До самого утра они не могли понять его причину, а когда рассвело и люди отправились в райцентр (кто на работу, кто за покупками) – глазам своим не поверили. От Анастасова до Одоева по льду через реку – рукой подать, только вот льда как раз и не было! Оказалось, что за ночь река вскрылась (и это в тридцатиградусный мороз!) и освободила себя от жесткого панциря. Местные жители долго не могли забыть и этот случай, и то, что после зимнего ледохода рыбаки остались ни с чем.

С надеждой на… водяного?
Что будет с популяциями карася, плотвы, щуки и сома на этот раз – покажет время. По утверждению профессора Аралова, окуни, к примеру, производят 30 тысяч икринок, но оплодотворяются из них только два процента. До состояния половой зрелости доживают еще меньше. А те же караси и карпы достигают товарной кондиции только через два года.
– Полный пакет анализов воды и рыбы еще не готов, а вот ответы, которые уже пришли из лабораторий, – не очень хорошие для того предприятия, которое, предположительно, и устроило катастрофу на Упе, – говорит Тульский природоохранный прокурор Марина Ратникова. – Мы выезжаем на внеплановую проверку.
И все же, поймают ли за руку виновного – еще неизвестно. Мало ли примеров в Тульской области, когда «экологические разборки» длятся годами, а в лучшую сторону ничего не меняется? Между тем, как того и следует ожидать, безнаказанность порождает вседозволенность. А рыбе, не дождавшейся помощи от человека, остается только молиться. Водяному. Пока и он не всплыл вверх брюхом.
 
Людмила ИВАНОВА
Геннадий ПОЛЯКОВ
1 комментарий
, чтобы оставить комментарий
АНАТОЛИЙ
28 ноября 2013
ДА НЕ ЗНАЕМ КТО И КОГДА.  СТРАННО  .С 1963Г  ТРАВИМ УПУ И НЕ ЗНАЕМ СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЛИ НЕ ХОТИМ ? ПРИ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ И НАУКИ ПАРАДОКС НЕ ГРАМОТНОСТИ .НАШЕ ОБЩЕСТВО ПОГРЯЗЛО ВО ЛЖИ.  МИНЗДРАВ И ОНИЩЕНКО НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЛ ЧТО РЫБУ ЕСТЬ НЕЛЗЯ .ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА НЕ ПРЕДСКАЗУЕМЫЕ .МЧС ПОЛУЧАЕТ ДЕНЬГИ А РЕЗУЛЬТАТ О.ОДОЕВ.