Общество

19:03, 16 июля 2013

Мотоциклы и машины: ретро на дне

Название этого корабля не сразу и выговоришь – «Тистлегорм». Еще сложнее попасть на него – ведь он покоится в Красном море на глубине нескольких десятков метров. Тем не менее группе тульских  дайверов удалось прикоснуться к легендарному судну.
– Оно ходило под британским  флагом и было потоплено германской авиацией в начальный период Второй мировой войны. Очень экзотическое  зрелище: снующие в трюме туда-сюда стайки красивых рыбок, опасные морские ежи, да еще и весьма необычный груз внутри: от мотоциклов до грузовиков в хорошем состоянии, – такие впечатления оставили у представительницы региональной общественной организации «Экспедиция морских и подводных исследований» Юлии Куренковой погружения на глубину. – Мы брали с собой фонари, чтобы все получше разглядеть. Кстати, на «Тистлегорме» я отметила свой день рождения.
Об этом и многом другом тульские аквалангисты рассказали журналистам на пресс-конференции, посвященной годовщине создания организации. С подробностями гибели корабля, ушедшего на дно ночью 6 октября 1941 года, собравшихся познакомил председатель ее совета Олег Золотарев. Огромный «Тистлегорм» направлялся на помощь 8-й британской армии, воевавшей в Африке против гитлеровских частей. Чего только не вез сухогруз-трудяга: бронетехнику, переносные электрогенераторы, обмундирование, медикаменты, винтовки, автомобили, большое количество различных боеприпасов, резиновые сапоги и даже пару паровозов. Его заметили немецкие летчики и сбросили на головы матросов смертоносный груз. Морское дно стало могилой для девяти членов команды…
По словам Олега Александровича, в 50-е годы судно отыскал известный французский исследователь Жак Ив Кусто – он, как сообщают некоторые источники, даже сумел достать на поверхность мотоцикл и капитанский сейф.
– Да и в водоемах Тульской области есть на что поглядеть, – заинтриговал пишущую и снимающую братию Золотарев. –  Например, ко мне поступила любопытная информация о затонувшем танке или тягаче времен Великой Отечественной войны, лежащем на дне вверх гусеницами. Говорили мне и о немецком бронетранспортере под водой в Ленинском районе, и о переправах с валяющимися на дне винтовками и боеприпасами. Хочу отметить, что и судоходство было когда-то развито на Оке и других реках нашего региона. Так что в перспективе почему бы и не поискать, допустим, лодки вятичей или корабли купцов XVIII века?..
Ну а пока в планах дайверов – погружения в акваторию Черного моря для поиска остатков российского линкора «Святой Александр», затонувшего в 1786 году. Олег Золотарев и его единомышленники давно мечтают найти там пушки, кормовые каюты  и оружейные кладовые.
– Надеюсь, нам повезет. Улыбнулась же удача в этом году нашим коллегам, обнаружившим на Балтике парусный корабль «Лефорт», затонувший в сентябре 1857 года, – говорит наш земляк.
Недавно в Туле побывала редактор одного из журналов о подводном мире Ирина Кочергина. Она рассказала, что в ходе погружений на «Лефорт» внутри были обнаружены останки моряков, а также ружья, сабли, книги и даже целенький самовар в капитанской каюте.
– Считаю, что год сущест­вования нашей организации был весьма плодотворным. А в ближайшем будущем мы намерены провести экспедицию в районе Геленджика для поиска фрегата, потерпевшего крушение в 1775 году, и погрузиться вместе с путешественником Федором Конюховым на дно озера Иссык-Куль, чтобы увидеть там  древний монастырь. По некоторым данным, внутри него хранились мощи святого апостола и евангелиста Матфея, – по­ды­тожил Олег Золотарев.
Сергей МИТРОФАНОВ
0 комментариев
, чтобы оставить комментарий

Ранее на тему